Картина кинорежиссера Кэтрин Бигелоу, обладательницы престижного «Оскара», демонстрировавшаяся до сих пор в узком прокате, уже успела вызвать шквал критики в американских и зарубежных СМИ, благодаря которому ей прочат небывалый кассовый успех.
Главная роль в новом блокбастере отведена сотруднице ЦРУ – ее сыграла Джессика Честейн – неослабевающее упорство и решимость которой привели к обнаружению и убийству лидера «Аль-Каиды» в ходе рейда подразделения спецназа ВМС США 2 мая 2011 года.
В своем послании главе кинокомпании Sony Pictures Майклу Линтону, отправленном в конце декабря, сенатор Джон Маккейн, председатель сенатского комитета по разведке Дайан Файнштейн и председатель комитета по делам вооруженных сил Карл Левин называют «Цель номер один» «совершенно неточным и вводящим в заблуждение».
Они выражают «глубокое разочарование» сценами пыток заключенных сотрудниками ЦРУ.
Сенаторы отмечают, что создатели «Цели номер один» начинают фильм словами, что он основан на «рассказах действующих лиц о реальных событиях».
Дальнейшее развитие сюжета наводит на определенные выводы, что практикуемые ЦРУ «принудительные методы допроса были эффективны в выявлении важной информации, связанной с курьером Усамы бин Ладена».
«Мы рассмотрели записи ЦРУ, и знаем, что это не так», — пишут республиканец и двое демократов.
Позже в интервью CNN Джон Маккейн заявил, что «пытки не срабатывают. Они неприемлемы». Более того, по его словам, полученные в результате «допросов с пристрастием» данные только затруднили поиски «террориста №1», поскольку иногда заключенные выдавали под пытками совершенно ложную информацию.
«Человек готов сказать что угодно, лишь бы прекратилась боль», — отмечает сенатор.
Режиссер Кэтрин Бигелоу утверждает, что вовсе не собиралась оправдывать жестокость «высшими целями», однако Washington Times все же высказала опасение, что широкая демонстрация картины может вызвать новую волну антиамериканских выступлений.
Действительно, откровенные сцены применяемых ЦРУ методов, в том числе пытки водой, психическое и сексуальное унижение задержанных, на которых надевают собачий ошейник, запихивают в тесный ящик или допрашивают обнаженными в присутствии женщины-агента, способны вызвать отвращение и «антиамериканские настроения» у любого нормального человека.
Однако именно эти изображения жестокости, вкупе с возмущенными заявлениями сенаторов, способны обеспечить фильму кассовый успех, считает редактор GoldDerby.com Том О’Нил.
«Сейчас эта лента стала просто программной, — цитирует его агентство Bloomberg. — Это одно из самых драматичных событий новейшей истории, так что, конечно, она будет неоднозначной. В противном случае создатели фильма не справились бы со своей работой».