Представители крупнейших компаний в сфере сетевого маркетинга (MLM-бизнеса) 29 ноября соберутся на форуме Multi Level Network 2023. Подобный деловой форум с участием целого спектра сетевых компаний пройдет впервые, и ожидается, что он станет первым шагом к тому, чтобы сетевики получили признание своей роли в экономическом, научном и социальном развитии страны, а также в обеспечении занятости населения.
В России MLM-рынок давно сформировался, но до сих пор никем в полной мере не исследовался. Поэтому в настоящее время полноценных данных по стране нет. Не известны ни емкость рынка, ни количество участников-компаний. Нет данных о том, сколько людей вовлечены в отрасль, и для скольких из них сетевой бизнес является основным или дополнительным источником дохода. Нет информации, какой вклад в бюджет страны вносят MLM-компании и как влияют на развитие рыночных отношений.
В то же время данные по миру свидетельствуют, что MLM-бизнес — это чрезвычайно масштабная отрасль. По данным Всемирной ассоциации прямых продаж (WFDSA), по всему миру в отрасль вовлечены миллионы человек – в 2022 году в мире насчитывалось 114,9 миллиона независимых торговых представителей. А обороты отрасли в том же 2022 году составляли 172,9 миллиарда долларов. При этом интересно, что наибольшее распространение MLM-бизнес имеет в наиболее развитых странах. В топ-5 крупнейших мировых рынков входят: США, Япония, Китай, Германия, Корея.
В России также в последние годы усиливается популярность прямых продаж (P2P – People to people). Отчасти это обусловлено ослаблением позиций привычных каналов продаж в условиях изоляции и пандемии. Кроме того, в турбулентные времена санкций и изменения привычного ассортимента продукции люди оказываются более склонны доверять личным рекомендациям при выборе продуктов. Поэтому российские компании полны обоснованных амбиций вывести отечественный рынок на лидирующие позиции в мире.
На форуме ведущие российские MLM-компании, представители Минпромторга, Российского экспортного центра, Московской торгово-промышленной палаты и других регулирующих и аналитических структур планируют впервые взглянуть и оценить эту отрасль комплексно с точки зрения ее места в экономике страны.
Участники форума планируют обсудить новые модели ведения бизнеса и проникновение инструментов реферального бизнеса (когда продукция продвигается через личные рекомендации, а рекомендатели получают вознаграждение) в другие отрасли, такие как банковский бизнес, строительство жилья, туризм и другие.
Организаторы ожидают, что одним из результатов форума станет создание новой отраслевой ассоциации, призванной контролировать рынок и устанавливать на нем свои правила игры.