По мнению авторов Фонда Карнеги, в России назрел тройной политический кризис: персонализированной власти (режима, который создал Владимир Путин), модели капитализма, при которой основу доходов составляет рента, а также кризис патерналистской модели общественного поведения.
При этом авторы доклада разделили российское общество на представителей трех государств. В одном живут консерваторы, поддерживающие «Единую Россию», во втором — средний класс, который хочет влиять на власть, в третьем — жители Северного Кавказа и мусульманское сообщество. Авторы доклада говорят о вероятности негативного сценария развития для России — революции или даже расколе страны.
По мнению политолога, президента Центра стратегических исследований «Россия – Исламский мир» Шамиля Султанова, такое деление антинаучно. «Это совершенно упрощенный взгляд на структуру российского общества, при том, что она у нас – одна из самых сложных в мире. Единственная страна, которая сопоставима в этом плане с Россией, это, пожалуй, Индия», — считает Султанов.
«Если вы занимаетесь Россией, у вас должна быть модель российского социума. Есть она у Центра Карнеги? Могут они показать динамику этой модели? Могут сделать ретроспективный прогресс, благодаря чему можно потом смотреть и в будущее. Боюсь, ничего этого у авторов доклада нет, — заявил политолог в интервью WordYou.Ru. — События в Кущевской, Дагестане, Гусе Хрустальном, на Дальнем Востоке – показывают, что реальные социальные процессы, которые происходят в обществе, никто не знает – ни в Кремле, ни в правительстве, ни тем более в Центре Карнеги».
Напомним, ранее вице-премьер Игорь Шувалов откровенно заявил, что власть не знает, что происходит в обществе.
Раскритиковал политолог и утверждение о том, что средний класс противостоит системе. По мнению эксперта – он, наоборот, полностью в нее встроен. Средний класс на 90-95% зависит от местных властей и местных правил игры, и в этом плане средний план – это опора действующему режиму, уверен Султанов.
«Этого не скажешь, конечно, о Москве – в столице это 40-45 тысяч человек, которые представляют средний класс и в меньшей степени зависят от властей. Это люди, так называемых, свободных профессий, имеющие связи с заграничными фондами и компаниями, — говорит Султанов. — Но что такое 40-45 тысяч человек на 145 миллионов населения России? Это ничто. Так что, вопреки мнению авторов доклада, средний класс поддерживает существующий строй».
Единая умма – это миф
Эксперт подверг критике и тезис о «третьем государстве в государстве» — народах Северного Кавказа и мусульманском сообществе. «Единой уммы нет, это миф. Мусульманское сообщество на Северном Кавказе это одно, в Татарстане – другое, в Нижнем Новгороде – третье, в Москве – четвертое. Более того, даже на Северном Кавказе ситуации в разных республиках кардинально различаются, как и внутри Татарстана, где столичные и сельские мусульмане совершенно не похожи – ни в плане отношения к религии, ни в плане отношения к существующей власти», — подчеркивает политолог.
По мнению Султанова, 30-40% среднего и мелкого бизнеса – так называемого среднего класса — это мусульманский капитал. «Мусульманские бизнесмены весьма лояльны к действующему строю», — уверен политолог.
В докладе также перечисляются основные риски для власти. Это, по мнению авторов, борьба с коррупцией напоказ, раскол элит, отпавшая необходимость во властной вертикали.
В конечном счете, отмечают докладчики, вероятность негативных сценариев — революция или раскол страны — выше, чем эволюционного развития. Как заключают авторы работы, сейчас ни власть, ни оппозиция не в состоянии развивать ее эволюционно.