Всем известен сюжет книги Теодора Драйзера «Американская трагедия», где желание юной героини иметь модную на то время меховую горжетку привело к цепи трагических случайностей и даже смертей. В прошлом модницы готовы были душу дьяволу заложить за право обладания некоей вещицей — аксессуаром, подчеркивающем ее высокое общественное положение (социальный статус, как любят повторять в интернетах). Историк моды Александр Васильев является тонким знатоком аксессуаров, ведь именно они создают отточенный образ. Однако мода прошлого зачастую была не просто непрактична, но даже карикатурна. И многие аксессуары давным-давно отжили, однако заняли почетное место в музейных коллекциях.
Заходя на выставки, современные посетители искренне недоумевают — для чего модники прошлого использовали странные аксессуары. Кстати, слово это французское, обозначает «сопутствующий предмет или товар».
Топ-3 самых странных аксессуаров прошлого
1. Паж, или Прищепка для юбки
Когда женщины жили в длинных платьях, им нужны были прищепки-паж, они же «skirt lifter» по-английски. Аксессуар был в ходу в XIX веке, когда женские наряды в пол были неотъемлемой частью образа, а мальчики-пажи, придерживающие нереально длинный шлейф платья, уже вышли из обихода. Прищепку так и называли — паж — чего там церемониться.
Дело в том, что во второй половине позапрошлого века дамы уже вели активный образ жизни, так что с пажом не всюду успеешь, а юбку придержать надо. Для этого и пригождались прищепки для юбки. Они придерживали метры ткани, чтобы юбки не волочились по грязи в ненастье. Приходилось подол подкалывать!
2. Портативная блохоловка
Блохи, надо признать, были всегда. И в XV-XVI вв. злокозненные инсекты не щадили никого, напоминает историк моды Александр Васильев. В среде знати, где на наряды и ежедневный туалет тратились целые состояния, были популярны индивидуальные средневековые девайсы — блохоловки.
Не нужно винить средневековую знать в ужасной гигиене — блохи чрезвычайно живучие, причем, не все они размножаются только на теле человека. Есть и земляные блохи, например. Так что приспособление для ловли паразитов в условиях аристократических салонов выглядело стильно.
Как правило, это была шкурка соболя или другого пушного зверька с искусственной, но натуралистично выполненной головой и лапами из золота и драгоценных камней. Она носилась на плече (а-ля воротник) или крепилась к богато изукрашенному поясу. Смотрелось круто!
С годами система блохоловли при помощи приспособлений стала изящнее. Блохоловка стала миниатюрнее, она стала небольшой изящной костяной коробочкой с прорезями, куда помещался мед — для привлечения и обездвиживания блохи. Носить подобный аксессуар тоже стало проще: коробочки прятали в париках и под платьями, а особо пылкие Ромео носили на теле блохоловки с лично пойманными на теле возлюбленной насекомыми. Юноши позволяли блохам пить их кровь в знак солидарности с предметом страсти.
3. Гульфик на брюках
Конструкция брюк сегодня ни у кого не вызывает претензий — мужской предмет одежды вот уже век как перешел и к женщинам. Удобно, практично, стильно. Но так было не всегда — средневековые щеголи довольствовались двумя несшитыми штанинами, соединявшимися гульфиком, он же «срамной капсюль» — ракушка для гениталий.
В оригинале гульфик был куда крупнее, чем современная спортивная ракушка. Деталь мужского образа весьма красноречиво прописана на каждом средневековом портрете — чем крупнее гульфик, тем мощнее мужской потенциал его владельца. Ракушки набивались ватой, приобретая впечатляющие размеры, и богато украшались золотой нитью, бисером, жемчугом, звериными головами.
Но изначально гульфик призван защитить права приличия – в какое-то время мода Средневековья потребовала укоротить верхнюю одежду, чтобы продемонстрировать ноги. Дело осложнилось тем, что из-за отсутствия среднего шва на брюках под коротким кафтаном (дублетом) виднелось голое тело. И сквозило.
Но с годами крой мужских панталон стал гуманнее, появились нижние штаны, а с гульфиком попрощались ввиду его бесполезности.