У французов любая легенда обретает романтический нежный флёр, даже если речь идет о трупах. Один такой извлекли из реки Сены, что протекает по Парижу, в 1880 году. Полиция сразу же определила, что труп принадлежит явно миловидной барышне, решили, что ей лет шестнадцать — настолько юным и прекрасным выглядело тело утопленницы. Поскольку опознать тело никто не мог, тут же родился ярлык «Незнакомка из Сены».
Жадная до сенсаций городская пресса Парижа начала писать заметки о том, кем могла бы быть покойная. Поскольку ничего конкретного, даже имени, не выяснили, несчастный случай (или суицид) стал легендой. На теле девушки не было обнаружено следов насилия, а лицо было безмятежным, так что с тех пор история «Незнакомки из Сены» стала волнующей и трагической.
«Незнакомка из Сены»: факты, версии
Как только в населенном пункте происходит необъяснимая трагедия, начинаются слухи. В случае с «Незнакомкой из Сены» масла в огонь подливала ее эффектная внешность: несчастная утопленница была так красива, что впечатлительный патологоанатом сделал ее посмертную маску. Более того, мода на эти маски (гипсовые ее копии, разумеется) пошла по всем модным парижским гостиным: в салонах то и дело говорили о несчастной, обсуждая факты и множа слухи.
Самой популярной версией смерти «Незнакомки из Сены» стала несчастная любовь: умиротворенное выражение лица барышни явно не имело отношения к насилию. Человек умер добровольно, решили парижане. Но больше всего всех удивляло, что девушки никто не хватился. Она так и осталась навсегда безымянной «Незнакомкой из Сены», Jane Doe, как сказали бы в США.
Современные мистификации о «Незнакомке из Сены»
Вскоре сенсация сошла на нет, Париж зажил другой новостью, так что весь прошлый век о Незнакомке никто не вспоминал. Но с недавних пор в интернете начали появляться версии и мистификации о том, что личность всё же установлена. Поскольку лик незнакомки был всем хорошо знаком, исследователей привлек старинный снимок, на котором изображена девушка с внешностью утопленницы — это была Ева Ласло. Барышня была искательницей приключений родом из Венгрии, а смерть приняла от рук своего ревнивого напарника.
Мистификацию быстро разоблачили, ведь на фото «Евы Ласло» заметны манипуляции мастеров фотошопа. Какие-то шутники тупо вставили фото лица гипсовой маски в снимок другой дамы. На закрытых веках нарисованы глаза в лучших традициях посмертного мейкапа.
Тем временем, во Франции верят в более романтичную версию о Незнакомке. Художник XIX века Жюль Лефевр был признанным мастером женского портрета, которому году этак в 1875 пришлось сделать знаменитую гипсовую маску с лица прекрасной девушки, умершей от туберкулеза — несчастная была его натурщицей. Хотя Лефевр настрочил обильные мемуары, имени натурщицы он почему-то не оставил. Опять Незнакомка!
Художниками безмятежная Незнакомка сравнивалась с загадочной улыбкой Джоконды, писатель Рильке оставил образ Незнакомки в романе «Тетрадь Мальте Лауридс Бридж». Но вот что самое интересное: в середине прошлого века Незнакомка обрела настоящее бессмертие, когда Асмунд Аэрдап дал ее лицо модульным манекенам-тренажерам. Они и по сей день востребованы при обучении методам оказания первой медицинской помощи. Манекен назвали «Спасенная Анни», так что Незнакомка все же получила имя.