Сотворение первых людей на Земле описано лишь в Вечной книге, а именно: в Книге бытия, стих 1:26. После удачного создания Адама Всевышний усыпил его и провел еще одну «операцию» — по созданию спутницы. По своему образу и подобию Бог наградил двух разнополых людей и пупками. Или не награждал? Споры не утихают до сих пор.
Тициан «Адам и Ева»
История появления Адама и Евы вдохновила многих художников на написание полотен, причем на каждом из них фигурирует пупок. Сегодня даже ребенок знает, что пупок — это шрам, приобретенный сразу же после рождения. Это напоминание о пуповине, некогда связывавшей младенца в утробе и его маму.
Питер Пауль Рубенс «Адам и Ева»
Вопрос пупка нашел свое отражение и в научных кругах: уже в позапрошлом веке британские ученые задумались над этим феноменом. Зоолог Госсе из Великобритании обобщил весь свой опыт в трактате «Омфалос» (гр. — пупок), но никого не убедил, наоборот, запутал. А некий конгрессмен из США Дарэм даже потребовал у одной газеты пояснений, отчего в их карикатуре Адам и Ева изображены с пупками. Конгрессмен не знал, что рисовальщики ориентировались на классиков: у Микеланджело Буонаротти первый мужчина на Земле показан именно с пупком. Это картина «Творение Адама», расположенная на фреске Сикстинской капеллы в Ватикане.
Сотворение Адама и Евы подразумевало пупок для особых целей
Богословы тоже пытались спорить по поводу пупков, долго лупили друг друга цитатами из Библии, но воз и ныне там. Никто не может понять изображений Адама и Евы с пупками. У этих людей подобного шрама быть не должно, если верить библейской версии сотворения мира.
Зато в народном фольклоре на тему пупка есть даже анекдот. Шерлоку Холмсу предложили в рае найти первых людей и он сразу показал на Адама и Еву. На последовавший вопрос бога сыщик ответил стандартно: «Это элементарно! У них нет пупка».
Дискуссии обязательно касаются ребер Адама: по логике, их у него было 25, раз одно удалили для создания Евы. Наверное, художникам в голову не приходит рисовать первую на планете пару без шрама на животе. Замучают вопросами!
А самое остроумное и простое обоснование пупков дал Корней Иванович Чуковский в своей книге о детской логике «От двух до пяти»:
Глаза, чтобы смотреть… Уши, чтобы слышать… Рот, чтобы говорить… А пуп зачем? Должно быть, для красоты…
Вот художники и пишут эту деталь многие века — для красоты, это ведь тоже очень важно.