После встречи с российскими журналистами, шейх Али аль-Карадаги отправился в Дагестан, где у него запланированы встречи с рядом религиозных деятелей, а также с представителями северокавказской исламской молодежи. Ученый намерен также встретиться с руководством республики и местным духовенством, представителями научных кругов и общественными активистами. В пятницу шейх проведет молитву джума в Центральной мечети Махачкалы и выступит перед собравшимися с проповедью.
Цель приезда авторитетного исламского ученого — призвать мусульман Дагестана и всей России к примирению. Аль-Карадаги надеется, что его усилия помогут в преодолении внутриисламских разногласий, которые в Дагестане становятся все более глубокими и нередко приводят, с одной стороны, к убийствам представителей официального духовенства или к внесудебным расправам над инакомыслящей частью молодежи, которая придерживается других взгядов на ислам, с другой стороны.
Возглаемый шейхом аль- Карадаги Международный Совет мусульманских ученых прилагает усилия для того, чтобы не допустить радикализации исламской молодежи. Вместе с тем, эта организация стремится наладить диалог между радикальными исламскими группировками и официальной властью, чтобы мирным путем преодолеть возникающие между ними разногласия. Визит ученого проходит в рамках развития сотрудничества между Советом мусульманских ученых и российских мусульманских деятелей в борьбе с религиозным экстремизмом.
Это не первое посещение шейхом России. В мае 2012 года он вместе с другими авторитетными учеными со всего мира принял участие в прошедшей в Москве конференции под название «Исламская доктрина против радикализма». Тогда в своем выступлении шейх, рассказывая об истоках появления крайне радикальных групп, скорых на обвинения в неверии в отношении мусульман (такфир), обратил особое внимание на то, что эти группы возникли в тех странах, где у власти находились несправедливые правительства, основанные на диктатуре, и подавлявшие гражданские свободы. Диктаторские режимы и ограничение гражданских прав ученый назвал одной из двух причин, приводящих к радикализации молодежи. Другая же причина, по словам шейха, заключается во внешнем влиянии, таком, как колониальная политика или дискриминация мусульман в западных странах.
«Первая группа, ставшая известной под именем «такфир и хиджра» появилась в 50-х годах, во времена правления Гамаля Абдель-Насера, когда его спецслужбы подвергали людей страшным пыткам. Он проводил безбожную политику, унижая веру и Бога в глазах народа. И тогда появилась среди людей община такфира – обвинения в неверии… И поэтому те диктаторы и угнетатели, против которых стал народ, несут большую ответственность за появление радикальных групп», — сказал ученый. По его словам, именно это обстоятельство в сочетании с отсутствием у молодежи достаточных знаний приводит к появлению крайних, неправильных мнений в неоднозначных и сложных ситуациях. Поэтому власти должны выстраивать диалог с исламской молодежью, одновременно с этим решая экономические и социальные проблемы, борясь с неграмотностью и безработицей, уверен шейх.