Общество
Запретить летать на срок в три года: в Госдуме доработан законопроект о черном списке авиапассажиров
- Нина Андреева
Комитет Госдумы по транспорту разработал поправки к Воздушному кодексу РФ, разрешающие авиакомпаниям создавать черные списки авиадебоширов. Как пишет ТАСС со ссылкой на газету Коммерсант, президентский Совет по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства рассмотрит законопроект 20 февраля.
В декабре прошлого года председатель Комитета нижней палаты парламента по транспорту и строительству Евгений Москвичев рассказал ТАСС, что соответствующий закон Госдума примет в январе — начале февраля 2017 года. Сообщалось, что внесенные депутатом от ЛДПР Ярославом Ниловым поправки предусматривают наделение перевозчика правом в одностороннем порядке отказывать в заключении договора воздушной перевозки лицу, допустившему за последние пять лет нарушение правил поведения на борту воздушного судна, создавшему угрозу безопасности полета либо угрозу жизни пассажиров, а также не выполнившему распоряжений командира экипажа самолета. Кроме того, законопроектом предлагается предоставить авиакомпаниям право официально публиковать списки авиадебоширов.
Процедура в законопроекте описана так: члены экипажа самолета составляют на дебошира акт, подписывают его, заверяют у командира экипажа, затем данные в трехдневный срок отсылаются в Росавиацию (этому органу предлагается вести список нарушителей), а там уже должны в течение пяти дней внести их в единый реестр. После этого нарушитель на три года утрачивает возможность летать и покупать авибилеты. Реестр же будет публиковаться на сайте Росавиации и будет обязателен для применения всеми авиакомпаниями — независимо от того, совершают они полеты только по территории России или за ее пределами.
Нужно сказать, что инициативы ужесточить наказания для пассажиров-нарушителей появляются регулярно после инцидентов в воздухе. Так, в 2014 году бизнесмен Сергей Кабалов был осужден на три с половиной года колонии за избиение стюарда в нетрезвом виде и попытку вломиться в кабину пилотов рейса Москва—Хургада с угрозами. После этого в Совете федерации РФ, например, предложили карать авиадебоширов десятилетним тюремным заключением. А в МВД накануне предложили запрещать полеты сроком на пять лет пассажирам, снятым с авиарейсов в состоянии алкогольного опьянения (см. «Ъ» от 16 февраля).
Комитет Госдумы по транспорту разработал поправки к Воздушному кодексу РФ, предложив создать «единый реестр лиц», которым на три года запрещены полеты, сообщает Коммерсантъ, ссылаясь на собственные источники. В этот список предлагается заносить данные граждан, чье поведение на борту создает «угрозу безопасности полета» или «жизни и здоровью других лиц». В порядке исключения этим людям разрешат летать на лечение и похороны близких, а также сопровождать инвалидов и возвращаться в Россию из стран, откуда можно добраться лишь самолетом. Опрошенные газетой авиакомпании поддержали такое начинание. Проект поправок был направлен комитетом ГД в президентский Совет по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства.
Нилов ранее в беседе с корреспондентом ТАСС напомнил, что его поправки были внесены в Госдуму в 2012 году.
«Без политического решения, без политической воли и серьезной заинтересованности со стороны правительства вопрос шел очень тяжело», — отметил он, добавив, что «процесс был запущен» после встречи президента Владимира Путина с генеральным директором компании «Аэрофлот» Виталием Савельевым.
В конце сентября 2016 года глава государства на встрече Савельевым согласился с предложением ужесточить ответственность авиадебоширов.
По данным «Коммерсанта», в президентском Совете по кодификации в целом поддерживают документ, но эксперты обращают внимание, что внесенные в единый реестр пассажиры-нарушители должны иметь возможность судебного обжалования этой процедуры. В Минтрансе ограничились комментарием о том, что принимают участие в разработке поправок. В «Аэрофлоте» газете заявили, что поддерживают инициативу. В пресс-службе S7 сообщили, что компания участвовала в работе над законопроектом и концептуально поддерживает инициативу, но считает ее «практически нереализуемой в таком виде».