Совещание двух лидеров совпало с резкой эскалацией кризиса в Сирии, где взрывом возле здания Национальной безопасности в Дамаске были убиты министр обороны и зять президента Башара Асада.
Перед этим в среду президент и спикер парламента Турции призывали к немедленной смене сирийского режима, и теперь призывы к смещению Асада скорее всего усилятся, пишет Today’s Zaman.
Турция, некогда близкий союзник Асада, стала самым ярым критиком сирийского президента, протестуя против жестокого подавления антиправительственных выступлений в соседней стране. Высказывания Анкары часто противоречат позиции Москвы, не спешащей с одобрением международных мер против сирийского режима.
Однако Путин и Эрдоган обошли этот вопрос молчанием, рассказывая о результатах своих переговоров на совместной пресс-конференции. Они коснулись Сирии, только отвечая на вопросы журналистов, и по краткости их ответов можно было судить, что существенного прогресса в преодолении разногласий достичь не удалось.
Эрдоган обвинил «самодержавный режим» Асада в гибели 18 тысяч человек с начала восстания 17 месяцев назад, и сказал, что вся Турция хочет мира в Сирии. Он также заявил, что Турция выступает в защиту единства Сирии, подчеркнув, что курс преобразований в стране должен определяться сирийским народом, а не зарубежными странами.
Путин, со своей стороны, приветствовал заявление Эрдогана, поддерживающее выводы международной конференции по Сирии, собравшейся в июне в Женеве для обсуждения предложенного ООН плана политического перехода в этой стране.
Турецкий премьер сообщил также, что Россия не предложила никаких документов, проливающих свет на обстоятельства гибели турецкого самолета недалеко от сирийского побережья 22 июня. «Ни одним документом не поделились», — сказал он, добавив, что обмен информацией между двумя странами ограничился телефонным разговором между ним и Путиным вскоре после инцидента.
В начале этой недели министр иностранных дел Сергей Лавров заявил, что Россия уже предоставила имеющуюся у нее информацию об инциденте с турецким самолетом.
В среду днем, через несколько часов после переговоров Путина и Эрдогана, Совет Безопасности ООН должен был провести голосование по новой резолюции, вводящей санкции против правительства Сирии. Основным камнем преткновения при согласовании плана по Сирии в Совбезе стало предложении е Запада включить в резолюцию невоенные санкции, привязанные к главе 7 Устава ООН, что может в конечном итоге разрешить использование силы для окончания конфликта в Сирии. Россия выступает категорически против какого-либо упоминания санкций или главы 7, опасаясь повторения кампании НАТО в Ливии. Москва выступает против любых перспектив международного вмешательства в Сирии.
Комментируя взрыв Дамаске, Сергей Лавров обвинил Запад в подстрекательстве сирийской оппозиции, подтвердив неприятие Россией любой резолюции ООН, увязанной с главой 7 Устава ООН.
«Вместо того, чтобы оппозицию успокаивать, некоторые наши партнеры подстрекают, чтобы она продолжала… Кроме всего, вы наверно слышали, что сейчас объявлен «Дамасский вулкан», операция «Битва за столицу», «Решающий бой», и на этом фоне принимать резолюцию, в которой будут в одностороннем порядке запрещать что-то правительству делать, — это прямая поддержка какого-то революционного движения», — цитирует главу российского МИД РИА «Новости».
«Давить (только) на одну сторону (конфликта) — означает втягиваться в гражданскую войну и вмешиваться во внутренние дела государства», — заявил глава российской дипломатии.
Выступая перед встречей с российским президентом, Эрдоган вовсе не упомянул о Сирии, сделав основной акцент на двусторонних связях. Он сказал, что в ходе переговоров с Путиным будут рассмотрены военные, экономические, политические и культурные аспекты российско-турецких связей. Отметив, что объем двусторонней торговли увеличился в последние годы до 35 млрд. долларов, в частности, благодаря инвестициям в энергетический сектор, Эрдоган также одобрительно отозвался о планируемом сотрудничестве России и Турции в сфере ядерной энергетики, назвав его «наиболее значительными инвестициями в этом регионе за последнее время».
Две страны подписали контракт стоимостью 20 млрд. долларов на строительство Россией атомной электростанции в Аккую, на побережье Средиземного моря.
Турция также одобрила планы России разрешить сооружение проходящего под ее территориальными водами трубопровода «Южный поток», стоимостью почти 20 миллиардов долларов, по которому в Южную Европу будет поставляться 63 млрд кубометров газа в год.
В заявлении, опубликованном накануне визита Эрдогана, администрация российского президента также сделала акцент на двусторонних экономических связях, а не на Сирии. Кремль отметил, что Турция в 2011 году приобрела у России 26 миллиардов кубометров природного газа, добавив, что нет никаких препятствий к увеличению объема торговли до 100 млрд. долларов в ближайшем будущем.
Экономическую основу переговоров Путина и Эрдогана подчеркивал тот факт, что в них также принял участие министр энергетики Турции Танер Йылдыз. А о политическом потенциале встречи свидетельствовало присутствие турецкого министра иностранных дел Ахмета Давутоглу.