Возглавляемый премьером Альянс национальных сил (АНС) получил, согласно окончательным подсчетам голосов, 39 мест из 80 зарезервированных для партий в 200-местном парламенте Ливии. Политическое крыло ливийских «Братьев-мусульман» — крупнейшая исламская партия страны – получила на прошедших 7 июля выборах только 17 мест.
Но эти цифры вовсе не означают автоматического большинства для Джибриля, чья партия, по сути, добилась всего 20 процентов мест в собрании, которое назначит премьер-министра, будет принимать законы и подготовит полноценные парламентские выборы в следующем году после того, как страна разработает новую конституцию.
Остальные 120 мест были отведены для независимых кандидатов, чьи симпатии трудно определить. Имена победителей, занявших эти места, были объявлены на пресс-конференции во вторник, но пока не ясно, какие блоки они сформируют.
Вполне вероятно, что доминировать в законодательном собрании будет непредсказуемая и капризная смесь кандидатов, избранных на основании личных связей, репутации и социального положения, а не идеологии.
«Еще слишком рано говорить (о большинстве). Это станет ясно в ближайшие дни по тому, к кому присоединятся независимые, — заявил «Рейтер» один из основателей ливийской партии «Тагхиир» Гума аль-Гамати. — Я думаю, АНС привлечет некоторых независимых и мелкие партии».
Альянс национальных сил, объединяющий довольно разнообразных политических деятелей, всячески открещивается от ярлыка секуляризма, позиционируя себя как умеренная исламская политическая организация.
Аналитики прогнозируют, что Альянс образует союз с некоторыми небольшими партиями и многочисленными независимыми кандидатами. Но и Партия справедливости и строительства – политическое крыло «Братьев-мусульман» — его группа также намерена формировать значительные альянсы с независимыми кандидатами.
«Мы считаем, что это победа для всех ливийцев … и мы поздравляем всех победителей, независимых и политические образования, — сказал Reuters лидер партии Мухаммад Саван. — Мы считаем, что можем получить от 60 до 70 мест … Мы готовы сотрудничать с любой партией, которая готова служить своей стране».
И тем не менее, результаты голосования в Ливии противоречат тенденции, наметившейся в других странах «арабской весны», таких как Египет и Тунис , где «Братья-мусульмане» и исламская партия «Ан-Нахда» стали сильнейшими игроками политической арены.
Все чаще высказываются предположения, что Махмуд Джибриль, не выдвигавший свою кандидатуру на выборах, вполне может стать следующим лидером страны – например, президентом, если новая конституция выберет эту форму правления.
И все же, несмотря на его политические успехи, аналитики не предвещают новую эру либеральных реформ в довольно консервативной стране, где алкоголь давно находится под запретом и большинство женщин носят платки.
Прежде всего, на 60-летнего Джибриля возлагаются надежды восстановления основывающейся на нефти экономики Ливии, которая, согласно предсказаниям Международного валютного фонда, должна быстро оправиться.