Так странно получилось, что по времени у нас совпадают три законодательных события. Закон «Об НКО», который позволяет дать статус «иностранного агента» каждому, кому перечислили 100 долларов из-за рубежа и назначить штраф от полумиллиона рублей за малейшее нарушение. Закон «О клевете», по которому фактически любой, кто скажет, что, например, государство неэффективно выполняет свои функции, может попасть в суд и «попасть» на штраф в 5 миллионов рублей. И теперь еще закон «О волонерстве», регулирующий деятельность добровольцев. Неудивительно, что правозащитники и общественные деятели видят в этом желание властей взять под жесткий контроль весь сектор НКО.
Итак, авторы законопроекта «О волонтерстве» намерены создать правовую основу функционирования волонтерской деятельности в России. По новому закону, если он будет принят, добровольцы каждый раз, как им захочется поучаствовать в какой-либо волонтерской деятельности, обязаны будут подписывать письменный контракт с организацией — координатором деятельности волонтеров. Без этого заниматься волонтерством будет нельзя.
Как сообщила WordYou.Ru один из авторов законопроекта, председатель совета некоммерческого партнерства «Юристы за гражданское общество» и член Общественной палаты Дарья Милославская, закон ни в коем случае не должен привести к бюрократизации, поскольку законодательства о волонтерстве в России в принципе еще не существует.
«Наша задача — дать возможность любым некоммерческим организациям работать с волонтерами. Дать четкое определение понятию «волонтер» и дать понимание того, каким образом волонтер, в случае если он готов тратить свои силы, время (но у него нет денег), может получить компенсацию за проезд, проживание, питание, спецодежда, какие-то инструменты в том месте, где нужна его помощь», – заявила Дарья Милославская.
Однако, по мнению руководителя Службы координации волонтеров Владимира Хромова, существующей правовой базы достаточно для успешной волонтерской деятельности и нет никакой потребности в законе, который только осложнит деятельность добровольцев.
«Концепция этого закона крайне сырая, и она не учитывает реальной деятельности волонтерских групп и сообществ. Например, там ничего не говорится о незарегистрированных юридически сообществах. А ведь нормальное волонтерство возникает тогда, когда обычные люди откликаются на какую-то беду и объединяются. Начался пожар — и они пошли его тушить, у них нет времени на регистрацию, они делом занимаются, — считает Хромов. — Если этот закон будет принят, то он этих людей отсечет в «серую зону».
«Когда мы выезжаем с волонтерами на какие-то опасные участки, вроде тушения пожаров, мы, конечно, безо всякого закона составляем договоры и контракты, в которых заложена и компенсация. Однако если это придется делать и для того, чтобы собрать добровольцев сажать саженцы, это волокитство может просто отпугнуть людей», — говорит Владлен, координатор волонтерской деятельности Greenpeace России.
Что касается составления контрактов, то, как отмечают координаторы российских волонтерских движений, обычно у добровольческих сообществ нет ресурсов на ведение документооборота. А ведь есть сообщества, в которых насчитывается по несколько тысяч волонтеров. То есть новый закон возлагает очень большой объем бумажной работы, абсолютно не нужной ни действующим волонтерам, ни добровольческим движениям, ни НКО.
«Видно, что закон писали люди, совершенно не сведущие в волонтерском движении. Может, конечно, они привыкли иметь дело с околовластными организациями, которые получают гранты, тратят их непонятно на что и потом в виде отчетов изображают деятельность. Да, у этих людей есть деньги, но это не волонтерство, это расхищение бюджета, когда проводится какой-нибудь съезд волонтеров, на него тратится три миллиона по документам, на самом деле триста тысяч», — уверен руководитель Службы координации волонтеров.
Еще одна концепция закона подразумевает компенсацию волонтерам расходов на проезд, питание, покупку комплектующих и прочего. На это у большинства волонтерских сообществ ресурсов нет тем более.
Смущает координаторов волонтеров и то, каким образом будет вестись проверка соблюдения закона, призванного «облегчить их деятельность», и не станет ли это очередным инструментом для «давления» на неугодную организацию.
«Если закон будет принят в том виде, в котором он существует сейчас, это будет удар по малообеспеченным людям, по бездомным, по сиротам. Власть нанесет его опосредованно через ущемление труда волонтеров», — заключает Владимир Хромов.
Только власть не понимает, что волонтеры в России — это люди, которые часто делают то, что почему-то не получается у государства, и решают те социальные проблемы, с которыми оно почему-то не справляется.