Идея проекта, по восточным традициям, выражена в образах, смысл которых надо понять сердцем. А поначалу просто кажется, что его целью является не столько ознакомление российской публики с древним искусством Ирана, сколько иллюстрация его новейших тенденций, меняющих традиционные представления о стране.
Выставка явно не поражает количеством экспонатов, зато здесь достаточно раритетов…Традиционная печать на хлопке, инкрустация по дереву, персидская каллиграфия на меди и коже, все атрибуты – изящны, красивы, и респектабельны. Но зрители, подмечающие нюансы, заметят их фактуру. С виду – элементарная экспозиция, однако, при ближайшем рассмотрении она оказывается на удивление сложной и даже изощренной.
Проект построен по принципу гипертекста, где каждый экспонат подразумевает некий сюжет и внимательный взгляд неожиданно открывает уникальную картину человеческой истории, глобальной и персонифицированной одновременно…
Деревянные и глиняные фигуры персидских воинов, скорее всего, рассказывают о величие древнейшего города Персеполиса, «погибшего в огне мести». Шедевры мусульманского зодчества, обильно украшенные различными надписями, приобщают человека к тайне незримых идей и резонов.
Чтобы разобраться даже в азах этой символики, требуются немалые интеллектуальные усилия, и все же на эмоциональном уровне складывается ощущение, что мы чего-то так и не уловили…
К тому же, не сразу понятна связь с контекстом некоторых деталей коллекции. Скажем, увидев позолоченный самовар, начинаешь судорожно искать связь, почему же этому экспонату нашлось место на выставке?
Понимание приходит лишь, после изучения этикетки, которая утверждает, что самоварами в Иране пользуются, как минимум два века, оказывается, он давно является типичными представителями иранского искусства.
И подобных «открытий» здесь немало. Как утверждает сотрудник культурного центра при Посольстве Исламской Республики Иран в РФ Руи Шахбази, выставка приурочена к открытию Культурного центра Ирана и ее организаторы старались расставить акценты именно на малоизвестных фактах и редких экспонатах, опустив при этом множество очевидного и хрестоматийного.
На мой взгляд, идея удачна.
Сегодня многие пытаются рассуждать о нехватке знаний о чужих странах и народах, о необходимости радикально менять ситуацию в стране. Но от обычных разговоров до константной практики дорога, как известно, извилиста…. Но сердцем проникая в историю, мы можем многое понять о событиях современности.