Закрыть

Общество

Указующий перс

 

Идея проекта, по восточным  традициям,   выражена  в образах, смысл которых надо понять сердцем.  А поначалу  просто кажется, что его целью является не столько ознакомление российской публики с древним искусством Ирана, сколько иллюстрация его новейших тенденций,  меняющих традиционные представления о стране.

Выставка  явно не поражает  количеством экспонатов, зато здесь достаточно раритетов…Традиционная печать на хлопке, инкрустация по дереву, персидская каллиграфия на меди и коже, все атрибуты –  изящны, красивы, и респектабельны. Но зрители, подмечающие нюансы, заметят их фактуру. С виду – элементарная экспозиция, однако, при ближайшем рассмотрении она оказывается на удивление сложной и даже изощренной.

Проект  построен по принципу гипертекста, где каждый экспонат подразумевает некий сюжет и внимательный  взгляд  неожиданно открывает уникальную картину человеческой истории, глобальной и персонифицированной  одновременно…

Деревянные и глиняные фигуры персидских воинов, скорее всего, рассказывают о  величие древнейшего города Персеполиса, «погибшего в огне мести». Шедевры мусульманского зодчества, обильно украшенные различными  надписями, приобщают  человека к тайне незримых идей и резонов.

Чтобы разобраться даже в азах этой символики, требуются немалые интеллектуальные усилия, и все же на эмоциональном уровне складывается ощущение, что мы чего-то так и не уловили…

К тому же, не сразу понятна связь с контекстом некоторых деталей коллекции. Скажем, увидев позолоченный самовар, начинаешь судорожно искать связь, почему же этому экспонату нашлось место на выставке?

Понимание приходит лишь, после изучения этикетки, которая утверждает, что самоварами в Иране пользуются, как минимум два века, оказывается, он давно является типичными представителями иранского искусства.

И подобных «открытий» здесь немало. Как утверждает сотрудник культурного центра при Посольстве Исламской Республики Иран в РФ Руи Шахбази, выставка приурочена к открытию Культурного центра Ирана и ее организаторы старались расставить акценты именно на малоизвестных фактах и редких экспонатах, опустив при этом множество очевидного и хрестоматийного.

На мой взгляд, идея удачна.

Сегодня  многие пытаются рассуждать о нехватке знаний о чужих странах и народах, о необходимости радикально менять ситуацию в стране. Но от обычных разговоров до константной практики дорога, как известно, извилиста…. Но сердцем проникая  в историю, мы  можем  многое понять о событиях  современности.


Выбор читателей


Расскажите друзьям. Поддержите сайт в соцсетях