Эти сцены несколько недель приковывали внимание всего мира: больной Ясир Арафат, сначала осажденный израильскими танками в Рамалле, затем срочно отправленный в Париж, где он провел свои последние дни, проходя интенсивное медицинское обследование во французском военном госпитале.
Сейчас, восемь лет спустя, точная причина смерти палестинского лидера остается загадкой. Проведенные в Париже исследования не обнаружили в его теле явных следов яда. Ходило множество слухов о том, что, возможно, он умер от рака или цирроза печени. Утверждали даже, что он был инфицирован ВИЧ.
Девятимесячное расследование «Аль-Джазиры» показало, что все эти слухи на самом деле далеки от правды: Арафат находился в добром здравии, пока внезапно не заболел 12 октября 2004 года.
Более того, тесты показали, что личные вещи, которыми в последнее время пользовался Арафат – его одежда, зубная щетка, даже известная на весь мир «арафатка» — содержат аномальный уровень полония, редкого и очень радиоактивного элемента. На личных вещах Ясира Арафата, которые были обследованы в Институте радиофизики в Лозанне, Швейцария, содержались пятна его крови, пота, слюны или мочи. Обследования этих образцов показали, что на момент смерти в его организме был высокий уровень полония.
«Могу подтвердить вам, что мы обнаружили необъяснимое, повышенное количество неподдерживаемого полония-210 в имуществе г-на Арафата, на котором содержатся пятна биологических жидкостей», — сказал директор института доктор Франсуа Бошуд.
Данные ученых заставили Суху Арафат, вдову покойного лидера, попросить руководство Палестинской автономии эксгумировать тело ее покойного мужа из могилы в Рамалле. Если тесты покажут, что кости Арафата содержат высокий уровень полония, это будет более убедительным доказательством того, что он был отравлен, говорят врачи.
«Я знаю, что палестинская администрация уже давно пытается выяснить, от чего скончался Ясир, — сказала Суха Арафат в интервью «Аль-Джазире». — И сейчас мы помогаем им. У нас есть очень существенные, очень важные результаты».
Смертоносный полоний
Личные вещи Арафата, предоставленные его вдовой «Аль-Джазире», были исследованы в научной лаборатории впервые. Не обнаружив никаких следов обычных тяжелых металлов или ядов, врачи швейцарского института обратили свое внимание на более загадочные элементы, в том числе полоний.
Это высоко радиоактивный элемент, используемый, в частности, как топливо для космических кораблей. Мари Склодовская-Кюри обнаружила его в 1898 году, и ее дочь Ирина была в числе первых, им убитых: она умерла от лейкемии через несколько лет после случайного воздействия полония в ее лаборатории.
После контакта с этим элементом скончались по крайней мере два человека, связанные с ядерной программой Израиля, хотя данные по этому вопросу очень ограничены.
Но самой известной жертвой полония был ставший диссидентом подполковник российской службы госбезопасности Александр Литвиненко, который умер в Лондоне в 2006 году после затяжной болезни. Британское расследование установило, что он был отравлен полонием, оказавшимся в его чае в ресторане-суши.
Ученые расходятся во мнениях о симптомах отравления полонием, в основном потому, что зарегистрированных случаев так мало. У Литвиненко был сильный понос, потеря веса, рвота — все эти симптомы наблюдались у Арафата в первые дни и недели после начала болезни.
Исследования на животных обнаружили подобные симптомы, которые наблюдались неделями — в зависимости от дозы — до наступления смерти. «Основная цель излучения … это желудочно-кишечный тракт, активирующий «рвотный центр» в стволе головного мозга», говорится в отчете об одном из исследований, проведенном в США в 1991 году.
Ученые в Лозанне обнаружили повышенное содержание этого элемента на вещах Арафата — в некоторых случаях, в десять раз выше, чем в контрольной группе из случайных образцов, протестированных для сравнения.
Лабораторные результаты были зарегистрированы в миллибеккерелях (МБк), используемых для измерения радиоактивности.
Полоний присутствует в атмосфере, но естественный уровень, который накапливается на поверхности, почти не фиксируется приборами, и этот элемент быстро исчезает. Полоний-210 – изотоп, обнаруженный на вещах Арафата, имеет период полураспада 138 дней; это означает, что половина вещества распадается примерно через каждые четыре с половиной месяца. «Даже в случае отравления, похожего на дело Литвиненко, только следы порядка нескольких [миллибеккерелей] могут быть найдены в 2012 году», — отмечается в докладе института.
Однако на личных вещах Арафата, в частности, тех, на которых были следы телесных отправлений, зарегистрирован гораздо более высокий уровень этого элемента. На его зубной щетке уровень полония был 54 МБк, пятно мочи на белье показало 180 МБк. (На проверенном для сравнения нижнем белье другого человека оказалось только 6,7 МБк).
Дальнейшие испытания, проведенные в течение трех месяцев — с марта по июнь, натолкнули ученых на вывод, что большая часть полония — от 60 до 80 процентов, в зависимости от образца — была «не поддерживаемая». Это значит, что происходил он не из природных источников.
«Это было преступление»
Врачи в Лозанне, так же как и в других местах, исключили целый ряд других возможных причин смерти Арафата, содержавшихся в его медицинской карте, предоставленной его вдовой «Аль-Джазире». Исследование научно опровергло многие слухи, циркулировавшие на протяжении последних восьми лет.
«Не было никакого цирроза печени, очевидно, никаких следов рака, и лейкемии, — говорит д-р Патрис Манжена, директор Института судебной медицины из Университета Лозанны. — Что касается ВИЧ, СПИД — не было никаких признаков, и симптоматика не предполагает ничего подобного».
Д-р Тофик Шаабан, специалист из Туниса в области ВИЧ и один из врачей, которые обследовали Арафата в Рамалле, подтвердил, что никаких признаков этой болезни не было.
Но эти выводы, конечно, основаны на документации, а не на экспертизе. Врачи в Лозанне надеялись изучить анализы крови и мочи, взятые у Арафата, когда он находился в военном госпитале Перси во Франции. Но когда его вдова попросила их предоставить, в госпитале ей сказали, что все образцы были уничтожены.
«Я не удовлетворилась этим ответом, — заявила Суха Арафат. — Обычно с такими важными людьми, как Ясир, они хранят образцы — может быть, они не хотят в этом участвовать?»
Несколько из лечивших Арафата врачей отказались комментировать лечение Арафата — потому что оно считается «военной тайной». И большинство врачей в Каире и Тунисе, к которым он некогда обращался за помощью, также отказались от интервью.
Так что, за неимением других возможностей, последним источником убедительных доказательств остается само тело Арафата. На его эксгумацию потребуется одобрение Палестинской автономии, для отправки образцов костей за пределы Западного берега нужно разрешение израильского правительства.
Но каким бы ни был исход этого дела, вдова Арафата надеется, что дальнейшие исследования «развеют многие сомнения» по поводу до сих пор остающейся загадкой смерти ее мужа.
«Мы пришли к этому очень, очень болезненному выводу, но, по крайней мере, большая тяжесть спала с моей груди, — сказала она. — По крайней мере, я как-то постаралась объяснить палестинскому народу, арабскому и мусульманскому поколению по всему миру, что это была не естественная смерть, это было преступление».
Но даже убедительные данные, что Арафат был отравлен полонием, не объяснят, конечно, кто его убил. Однако получить этот элемент очень сложно – для этого требуется ядерный реактор — и следы полония в костях Арафата могут пролить некоторый свет на его происхождение.