Большинство китайских мусульман – представители народности хуэй, или дунгане, проживающие в автономном районе Нинся, на северо-западе страны. Здесь же расположена одна из старейших сохранившихся в Китае мечетей На Цзя Ху, возраст которой более 500 лет.
74-летний На, живущий недалеко от мечети, вспоминает, как Красная гвардия пыталась снести ее во время Культурной революции в 1960-70-х годов, когда на мусульман были гонения, им не давали поклоняться, запрещали любые религиозные обряды.
«Старики сопротивлялись, как могли, и устроили в этой мечети фабрику по изготовлению медных изделий, чтобы они [красногвардейцы] ее не уничтожили».
На — один из 10 миллионов живущих в Китае хуэй, потомков следовавших по Великому шелковому пути арабских и персидских торговцев, которые осели и женились в этой стране. Он говорит, что жизнь китайских мусульман за последние десятилетия значительно улучшилась.
«С тех пор как начались реформы и открытость, все стало очень хорошо — так хорошо, что даже словами не описать», — рассказал На корреспонденту «Голоса Америки».
Хуэй считаются лучше интегрированными в китайское общество, чем вторая по величине мусульманская народность – уйгуры, которые говорят на своем языке.
В провинции Синьцзян, где они в основном проживают, кровопролитные столкновения не редкость – с приезжающими сюда в огромных количествах китайцами хань, с полицией.
В начале июня полицейские в городе Хотан совершили налет на школу, в которой детей обучали чтению Корана. Внутрь полетели баллончики со слезоточивым газом, в результате 12 учеников пострадали и были отправлены в больницу.
Власти тогда заявили, что полиция проводила операцию по освобождению детей, удерживаемых в «незаконном религиозном учебном центре», сообщало агентство «Ассошиэйтед пресс».
В мае полицейские забили до смерти 12-летнего мальчика, схваченного, по данным Всемирного конгресса уйгуров, во время налета на «нелегальную» исламскую школу.
Просто китайскому правительству важно иметь контроль над всеми мусульманами страны, считает Лю Чжимин, глава управляющего комитета мечети На Цзя Ху.
«За эти последние несколько лет, когда огромные изменения произошли в мусульманском мире, наша страна ввела систему «управления в соответствии с законом», чтобы в наших районах не было таких проблем, как отсутствие единства или гармонии», — говорит он.
Правительство открыло 10 государственных исламских колледжей на всю страну, и выдало разрешения на создание нескольких неправительственных учебных заведений.
Власти придерживаются в отношении мусульман стандартных критериев, утверждает директор Института хуэй и ислама автономного района Нинся Ма Пинг.
«Если хочешь получить разрешение, чтобы стать имамом, нужна правительственная сертификация. Когда ее получишь, можно идти в мечеть и быть имамом», — говорит он.
Хуэй в основном очень мирные, подчеркивает Ма, несмотря на недавний инцидент, когда жители одной деревни вступили в столкновения с властями, сносившими их недавно построенную мечеть.
Причина в этом случае была проста, объясняет официально считающийся исламским ученым Ма: жители не имели разрешения правительства, и поэтому их мечеть была незаконной.