Закрыть

Праздники и приметы

Волшебная сила провокации

 

Полиция столицы Туниса применила слезоточивый газ для разгона демонстрантов, которые подожгли один из  судов и напали на несколько полицейских участков.

В ходе самых ожесточенных после восстания  прошлого года столкновений протестующие перекрыли улицы и подожгли шины  в рабочих районах Эттадамен и Сиди-Хусейн, и бросали в полицейских бутылки с зажигательной смесью.

К утру протесты распространились на целый ряд жилых районов; молодежь не давала трамваям проехать через столичный район Интиляка, все магазины в котором были закрыты. Поступали сообщения о случаях  мародерства в некоторых районах, где были разбиты витрины магазинов.

Правительство осудило эти  выступления как «террористические» и пообещало наказать виновных. 165 человек были арестованы.

«[Они] будут привлечены к ответственности в соответствии с антитеррористическим законом, введенным в 2003 году»,  — заявил представитель МВД страны Мухаммад Фадель Сайхи.

Столкновения в Тунисе, по некоторым сообщениям,  начались  на следующий день после того, как группа салафитов, придерживающихся  строго консервативной интерпретации учения ислама, ворвалась на художественную выставку в элитном  пригороде Ла-Марса и повредила несколько работ, которые они сочли оскорбительными.

Однако  салафиты отрицают свою причастность к беспорядкам, и призывают место этого провести акцию протеста в эту пятницу, после коллективной молитвы-джума.

Художественное произведение, вызвавшее наибольшее возмущение и расколовшее  тунисское общество, представляет собой имя Бога, выложенное насекомыми.

Муфтий Туниса Усмейн Батих призвал учредительное собрание страны принять законы против богохульства. «Священные символы ислама – это границы, которые не должны пресекаться», — сказал он.

Этому  инциденту предшествовал ряд столкновений между придерживающимися жесткой линии салафитами и более светскими  государственными и гражданскими институтами, в том числе университетами.

Возглавляющая правительство умеренная исламская партия  «Аль-Нахда» в  распространенном до последних  протестов заявлении осудила «провокации и оскорбления в адрес религии», но призвала своих сторонников реагировать на них спокойно, сообщает «Аль-Джазира».

Салафитский фактор

Вспыхнувшие в стране беспорядки ставят «Аль-Нахду» в трудное положение. Хотя исламисты и не играли основной роли в восстании против режима Бен Али, споры о роли ислама в правительстве и обществе стали с тех пор одним из ключевых вопросов в тунисской политике,  и в последние месяцы на этой почве произошло несколько столкновений.

Салафиты требуют более широкой роли религии в новом Тунисе, в связи с чем стремящаяся сохранить свои позиции и экономические интересы светская элита возопила об угрозе зарождающейся демократии.

В мае были совершены нападения на торгующие алкоголем бары и магазины в двух провинциальных городах. Резонанс этих событий заставил министра юстиции, члена партии «Аль-Нахда», пообещать, что виновные будут наказаны.

Но истинных виновных наказать будет нелегко, учитывая, что произошли это столкновения на следующий день после того, как новый лидер  всегда появляющейся в нужный момент «Аль-Каиды» Айман аль-Завахири призвал тунисцев защитить исламский закон от «Аль-Нахды».

Партия, победившая на первых после волны восстаний в Северной Африке парламентских выборах  в октябре прошлого года, заявила, что не будет стремиться включить исламский закон в разрабатываемую сейчас конституцию.

В появившейся в интернете приписываемой Завахири аудиозаписи он объявляет, что «Аль-Нахда» «предала религию».

Салафитские  лидеры Туниса, хотя и добиваются предоставления религии более широкой роли  в жизни страны, заявили, что будут делать это мирно, и не намерены конфликтовать с «Аль-Нахдой».


Выбор читателей


Расскажите друзьям. Поддержите сайт в соцсетях