Полиция столицы Туниса применила слезоточивый газ для разгона демонстрантов, которые подожгли один из судов и напали на несколько полицейских участков.
В ходе самых ожесточенных после восстания прошлого года столкновений протестующие перекрыли улицы и подожгли шины в рабочих районах Эттадамен и Сиди-Хусейн, и бросали в полицейских бутылки с зажигательной смесью.
К утру протесты распространились на целый ряд жилых районов; молодежь не давала трамваям проехать через столичный район Интиляка, все магазины в котором были закрыты. Поступали сообщения о случаях мародерства в некоторых районах, где были разбиты витрины магазинов.
Правительство осудило эти выступления как «террористические» и пообещало наказать виновных. 165 человек были арестованы.
«[Они] будут привлечены к ответственности в соответствии с антитеррористическим законом, введенным в 2003 году», — заявил представитель МВД страны Мухаммад Фадель Сайхи.
Столкновения в Тунисе, по некоторым сообщениям, начались на следующий день после того, как группа салафитов, придерживающихся строго консервативной интерпретации учения ислама, ворвалась на художественную выставку в элитном пригороде Ла-Марса и повредила несколько работ, которые они сочли оскорбительными.
Однако салафиты отрицают свою причастность к беспорядкам, и призывают место этого провести акцию протеста в эту пятницу, после коллективной молитвы-джума.
Художественное произведение, вызвавшее наибольшее возмущение и расколовшее тунисское общество, представляет собой имя Бога, выложенное насекомыми.
Муфтий Туниса Усмейн Батих призвал учредительное собрание страны принять законы против богохульства. «Священные символы ислама – это границы, которые не должны пресекаться», — сказал он.
Этому инциденту предшествовал ряд столкновений между придерживающимися жесткой линии салафитами и более светскими государственными и гражданскими институтами, в том числе университетами.
Возглавляющая правительство умеренная исламская партия «Аль-Нахда» в распространенном до последних протестов заявлении осудила «провокации и оскорбления в адрес религии», но призвала своих сторонников реагировать на них спокойно, сообщает «Аль-Джазира».
Салафитский фактор
Вспыхнувшие в стране беспорядки ставят «Аль-Нахду» в трудное положение. Хотя исламисты и не играли основной роли в восстании против режима Бен Али, споры о роли ислама в правительстве и обществе стали с тех пор одним из ключевых вопросов в тунисской политике, и в последние месяцы на этой почве произошло несколько столкновений.
Салафиты требуют более широкой роли религии в новом Тунисе, в связи с чем стремящаяся сохранить свои позиции и экономические интересы светская элита возопила об угрозе зарождающейся демократии.
В мае были совершены нападения на торгующие алкоголем бары и магазины в двух провинциальных городах. Резонанс этих событий заставил министра юстиции, члена партии «Аль-Нахда», пообещать, что виновные будут наказаны.
Но истинных виновных наказать будет нелегко, учитывая, что произошли это столкновения на следующий день после того, как новый лидер всегда появляющейся в нужный момент «Аль-Каиды» Айман аль-Завахири призвал тунисцев защитить исламский закон от «Аль-Нахды».
Партия, победившая на первых после волны восстаний в Северной Африке парламентских выборах в октябре прошлого года, заявила, что не будет стремиться включить исламский закон в разрабатываемую сейчас конституцию.
В появившейся в интернете приписываемой Завахири аудиозаписи он объявляет, что «Аль-Нахда» «предала религию».
Салафитские лидеры Туниса, хотя и добиваются предоставления религии более широкой роли в жизни страны, заявили, что будут делать это мирно, и не намерены конфликтовать с «Аль-Нахдой».