Закрыть

Праздники и приметы

Рада поддержала русский язык

 

Вторая попытка принять злосчастный закон, в отличие от первой, обошлась «малой кровью». Депутат-националист Ярослав Кендзьор, ранее доверительно сообщавший журналистам, что «боится за себя», так как может ненароком принести в парламент тротил, чтобы не допустить надругательства над державной «мовой», ничего страшного в итоге не сотворил.

Не было ни рукоприкладства в парламенте (прошлый раз, напомним, несколько депутатов, пострадавших в языковой битве у президиума, обратились за медицинской помощью), ни обещанного «штурма» Верховной рады. Правда, и на этот раз драка все же произошла — между митингующими у парламента противниками и сторонниками русского языка. В итоге пострадал один человек, которому, по его словам, то ли бойцы  спецподразделения «Беркут», вовремя разнявшие драчунов, то ли «регионалы» сломали ребро.

Хитрый спикер обманул

Конечно, предстоят еще два чтения законопроекта, но, несомненно, Партия регионов одержала важную победу. Теперь эксперты и журналисты задаются вопросом,  почему все прошло столь мирно.

Александр Турчинов, один из лидеров Блока Юлии Тимошенко, претендующий на роль объединителя национал-патриотического электората (пока экс-глава правительства одновременно с бывшим министром внутренних дел Юрием Луценко отбывают свои тюремные сроки) дал такой пассивности оппозиции довольно странное объяснение. По его словам, «депутатов-патриотов» обманул хитрый спикер Верховной рады Александр Литвин. Они готовились броситься с кулаками на трибуну после того, как спикер объявит о начале обсуждения третьего вопроса повестки дня (под этим номером шел злосчастный законопроект). А он, коварный, поменял повестку и поставил законопроект вторым вопросом.

«Вот оппозиция и не сориентировалась», — сказал Турчинов, оставив журналистов гадать, что же все-таки помешало ей «сориентироваться» в оперативном порядке. Противникам закона пришлось довольствоваться только ритуальной «жертвой», которую принесли оппозиционеры: из фракции «Наша Украина – Народная самооборона» были исключены два народных избранника, проголосовавших за «языковый» законопроект.

Сами изгнанники, надо полагать, не очень расстраиваются по этому поводу и, вероятно, подобно многим другим депутатам «НУ-НУНС» скоро найдут свое место в рядах «регионалов».

Выиграли все

В любом случае невольно напрашивается мысль о своеобразном джентльменском соглашении между «регионалами» и их противниками. Ведь и тех, и других принятие злосчастного закона сейчас, за несколько месяцев до парламентских выборов (они состоятся осенью) вполне устраивает. Обезглавленная оппозиция получит желанную объединяющую идею, точку опоры, которая позволит выступить единым фронтом, не переругавшись раньше времени друг с другом. А Янукович вернет уже было растерянные голоса избирателей русскоязычных регионов.

Самое же приятное для представителей власти и оппозиции в том, что «языковая проблема» избавит и тех, и других от необходимости вести содержательные дискуссии по более сложным вопросам, касающимся состояния экономики, например. «Достаточно пары знакомых слов для знакомого электората, и он — твой», — так описал WordYou эту тактику политолог, глава Центра политического анализа «Пента» Владимир Фесенко.

Возможно, только после выборов и то не сразу, как сторонники, так и противники закона задумаются над его содержанием. И убедятся, что ничего страшного и крамольного в нем нет, как нет ничего страшного и в идее второго государственного языка для Украины. Логика защитников «одной державной мовы» противоречива до крайности. По сути, они уверены  в том, что украинский язык – это такой инвалид, который не может прожить  ни без искусственных подпорок, ни без навязывания его русской общине. Причем об ужасах русификации, которая наступит в случае, государство не будет насильственно внедрять «украиноязычие», часто говорят те из них, кто, как не раз убеждался автор этих строк, в повседневной жизни общается исключительно на «великом и могучем».

Избавиться от абсурда

Впрочем, о втором государственном в законопроекте и речи нет. Предлагается всего лишь разрешить использовать в сфере образования, культуры и госуправления, наряду с украинским, другие языки (в общенациональном масштабе в первую очередь подразумевается, конечно, русский) в местах проживания их носителей.

Закон устранит абсурдную ситуацию, когда в регионах, где по-украински практически никто не говорит (и никогда не говорил), демонстрируют фильмы только с украинскими субтитрами. Или выдают документы только на «мове», а не на двух языках, как предлагает новый закон. Возможно, только по прошествии времени, искренние участники нынешних «языковых битв» посмотрят на себя со стороны. И с удивлением удостоверятся, что вели борьбу не со «злой Москвой» и «регионалами», а сами с собой. А в такой борьбе надежды на победу нет.


Выбор читателей


Расскажите друзьям. Поддержите сайт в соцсетях