В те времена, когда ниспосылался Коран, арабское слово «шариат» обозначало «прямой путь к воде» – имеющий огромное значение для жителей пустыни — и исламские ученые всегда относились к нему как к духовному понятию.
Сирийский правовед 14-го века Ибн Каййим описал его следующим образом: «Это абсолютная панацея от всех бед…. Это жизнь и питание, лекарство, свет, исцеление и защита. Все хорошее в этой жизни происходит из него и достигается через него, а все недостатки бытия являются результатом его рассеяния… Если бы Бог желал уничтожить мир и растворить бытие, он бы отменил все, что осталось от его предписаний. Потому что шариат… это основа бытия и стержень существования и ключ к успеху в этом мире и в будущей жизни».
Как и подобает столь удивительному явлению, наука, которая изучает право — юриспруденцию, или фикх — стала считаться обязанностью сродни молитве. В ней не упущен ни один из аспектов мироздания, юристы вынесли решения по самым разным вопросам — от законности логики до правового смысла Луны. Они рассмотрели все гипотетические возможности, вплоть до совершенно фантастических: например, что должен делать мусульманин, оказавшийся на необитаемом острове со свиньей и флягой вина (ответ: избегать свинины и алкоголя, пока хватит сил).
Одни занимались такими крупными темами, как уголовное право и священная война, другие изучали гораздо более специализированные аспекты всеобщего порядка – порядок расчета долей в наследстве, или совершения ритуального омовения — и ни одна проблема не считалась настолько личной, чтобы избежать их коллективного внимания. Тысячу лет назад аль-Газали, один из, пожалуй, величайших суннитских богословов, подверг тщательному правовому анализу интимные аспекты супружеской жизни, возведя к самому пророку Мухаммаду заповедь о важности предварительных ласк и любовных игр. Половые отношения будут нечистыми, если им не предшествуют «поцелуи и нежные слова», предупреждал, как сообщается, пророк. «Пусть никто из вас не приближается к своей жене как животное».
Конечно, вполне возможно, что противники шариата в Америке надеются запретить подобные наставления. Однако гораздо более вероятно, что они даже понятия не имеют об их существовании, и путают шариат с экстремизмом и насилием. Нечто подобное можно сказать и о некоторых бескомпромиссных мусульманах, чьи жесткие правовые интерпретации получают все большее распространение в таких странах, как Саудовская Аравия и Иран.
Определенно одно: всем тем, кто берется сейчас судить об исламском праве, не мешало бы для начала поинтересоваться его историей.
Садакат Кадри, британский юрист. Автор книги «Рай на земле: путешествие через шариат от пустынь древней Аравии до улиц современного мусульманского мира».