В настоящее время, на фоне стремительного пробуждения мусульман, очень остро возникает проблема в верном понимании самими мусульманами основ своей религии. По милости Аллаха, интеллектуальная и культурная экспансия привела к тому, что мусульмане практически во всех крупных странах мира являются, если и не доминирующей, то в любом случае весьма влиятельной силой. И обуславливается это не только ростом их численности, но и их интеллектуальными достижениями. Среди исповедующих ислам сейчас немало авторитетных профессоров, академиков, научных специалистов, успешных бизнесменов и влиятельных общественных деятелей. Сложившиеся ранее стереотипы об исламской цивилизации, как отсталой, изживаются с каждым днём.
Однако, очень важно для мусульманина не обольститься своей образованностью и интеллектом и не пойти в противоречие с собственной религией. Какова бы не была научная степень человека, какими бы глубокими не были его знания и какими бы развитыми аналитическими способностями он не обладал — это не даёт ему права ставить своё мнение выше слов Аллаха и Его Посланника. Иначе говоря, если убеждение человека идёт вразрез с тем, что приходит ясными текстами из Корана и Сунны и утверждено консенсусом исламских ученых, то на нём лежит обязанность оставить своё мнение и вернуться к тому, что велит ему его религия.
Тем не менее, люди часто преподносят собственное мнение, сформировавшееся под влиянием, например, идей демократии и мультикультуризма, как хукм(положение) в шариате. Одним из примеров такого неправильного подхода является статья «Рай в исламе — не только для мусульман» американского профессора Фахима Юнуса. Из философских умозаключений профессора вытекают ряд идей, которые с точки зрения акыды (вероубеждения) являются куфром(неверием). В частности, среди них можно выделить следующие:
1. Несправедливо отправлять людей в Ад только за неверие
2. Ад в исламе не вечен
3. Любой человек может попасть в Рай, если будет совершать благие дела и поэтому нет нужды в принятии ислама
Подобные идеи распространяются среди некоторых мусульман либо по причине отсутствия у них достаточных знаний в акыде, либо из-за того, что у них искаженное понимание о справедливости, добре и зле. И если неверующий человек проявляет какие-либо положительные качества, то многие недоумевают, как этот «хороший» человек может попасть в Ад.
И подобный вопрос отпадёт сам собой, если мы попытаемся осмыслить само понятие «хороший человек». К примеру, представьте себе человека, который добр по отношению к своим друзьям, соседям, знакомым, но при этом родители этого человека брошены им, пребывают в нужде, а когда ему напоминают о его обязанностях перед ними, то он игнорирует напоминание, словно глух и слеп. Может ли такой человек считаться хорошим? Логично, что нет! Ибо любой человек прежде всего обязан быть добрым и заботливым по отношению к своим родителям, которые дали ему жизнь и если он пренебрегает благим отношением к ним, то все остальные его добрые дела по большей части являются лицемерием. И если пренебрежительное отношение человека к родителям не позволяет нам судить о нём, как о хорошем человеке, то что говорить когда человек пренебрегает своим Господом, которому он более обязан жизнью чем своим родителям? Разве может быть большая несправедливость, чем отрицание Бога или приобщение к Нему сотоварищей? Поэтому Аллах и говорит в Коране, в суре Лукман «многобожие — великая несправедливость».
Но помимо того, что Аллах создал человека, Он так же наделил его слухом, зрением, разумом, подчинил ему всю Землю и проживающий на ней животных, обеспечивает его пропитанием и необходимыми условиями для комфортной жизни. И за все эти дары Аллах требует от человека всего лишь, чтобы он уверовал в Него и поклонялся Ему.
«Я создал джинов и людей только для того, что бы они поклонялись Мне» (сура «Рассеивающие», аят 55)
И достаточно размышляющему человеку этих доводов, чтобы понять, что нет никакой несправедливости в том, что за своё неверие люди будут брошены в Ад. Более того, в Ад так же будут брошены даже уверовавшие, число грехов которых превысило число благих дел, однако они выйдут оттуда после того как получат своё наказание. Как сказал Пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует «выйдет из Огня тот, кто сказал что нет божества, достойного поклонения кроме Аллаха и в котором было добро весом с зерно». Значит, в тех людях, которые никогда не выйдут из Ада и останутся там навечно, не будет добра весом даже с зерно. Так же Аллах говорит нам о них, что если бы им предоставили ещё один шанс — они бы и тогда не исправились:
«Если бы их вернули в этот мир, они снова встали бы на неверный путь… » (сура «Скот», аят 29)
Вместе с тем, необходимо Аллах по своей милости обещал не наказывать тех людей, до которых не дошел призыв Его Посланников:
«Мы никогда не наказывали людей, не послав предварительно к ним посланника» (Сура «Перенос ночью», аят 15)
Так, Аллах отправил Нуха(Ноя) к его народу, Салиха к народу Самуд, Худа к народу Ад, Мусу (Моисея) и Ису (Иисуса) к евреям и многих других посланников к различным народам и племенам, да будет над ними всеми мир. И те, кто последовал за посланниками согласно Исламу являются мусульманами, в какое бы время они не жили, а те же кто отверг посланников и посчитал их лжецами, согласно Исламу считаются неверными. Но если до человека не дошел призыв ни одного из посланников Аллаха в этой жизни, то к нему будет отправлен посланник в Судный день и в зависимости от того, как он пройдёт испытание, будет определена его дальнейшая судьба.
Последним же посланником Аллаха, посланным ко всем народам, является пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует. И сегодня мусульманами могут считаться только те, которые следует последнему пророку, а тот кто не признаёт его является неверным, даже если он признаёт других пророков, например Ису или Мусу, и обязательно для него, если он хочет попасть в Рай, принять Ислам. Доказательством этого является следующий хадис:
«Клянусь Тем, в чьей руке душа Мухаммада, что любой из этой общины — иудей или христианин, который услышит обо мне и умрет, так и не уверовав в то, с чем я был послан, обязательно будет из числа обитателей Огня!» (Сахих Муслим 153)
Что же касается срока пребывания грешников в Аду, то аяты Корана и Сунна указывают на то, что часть его обитателей будет прощена Аллахом и выйдет из Огня. Часть же останется в Аду навсегда:
«Они захотят выйти из Огня, но не смогут выйти оттуда. Им уготованы вечные мучения» (сура «аль-Маида», 37);
Таким образом, очевидно, что в Рай попадут только те, кто покорится Аллаху, а не любой «хороший» человек вообще.
Резюмируя, необходимо подчеркнуть, что если мусульманин видит в неверующем хорошие качества и хочет чтобы он попал в Рай, то ему следует призвать с мудростью этого неверующего к исламу. Быть может, это станет причиной спасения его в Судный день.
А Аллаху ведомо лучше.