Закрыть

Праздники и приметы

«Возмущенная» Испания

 

Активисты движения 15-М («15 мая») проводили основную акцию на главной площади испанской столицы Пуэрто-дель-Соль. Причем если в прошлом году ныне правящая Народная партия поддержала протестные лозунги  «Мы не марионетки в руках политиков и банкиров!» и  «Даешь реальную демократию здесь и сейчас!», то теперь острие критике было направлено уже против самих «народников», возглавляемых премьером Мариано Рахоем, а число участников акции по самым скромным расчетам перевалило далеко за 100 тыс. человек.

Кроме того, в Лиссабоне, Лондоне, Берлине, Франкфурте, Риме, Брюсселе, Афинах и ряде других европейских городов «несогласные» выходили на улицы, чтобы выразить возмущение попытками властей стран Старого света выйти из кризиса за счет сокращения социальных расходов и тотальной экономии.

«Выключи телевизор! Включи мозги!»

После традиционной минуты молчания, когда в руках участников акции в относительном безмолвии трепетали лишь белые платки, площадь Пуэрта-дель-Соль ожила, и в течение трех дней на ней кипела бурная жизнь.

Люди пели революционные гимны, призывающие к борьбе, кричали «Рахой в отставку!», били в бубны, свистели, сочиняли саркастические плакаты и развешивали их прямо на ограде, окружающей постамент конной статуи короля Карлоса III. Этот памятник стал не только импровизированной агитационной стеной, но и центром палаточного лагеря активистов 15-М. Наименее безобидными по содержанию плакатами были: «Безработного мандат ждет вас вскоре, депутат!», «Это ложь! Деньги есть! У кого? У банкиров!», «Без бесплатного образования многие вскоре не смогут расставить ударения в этой фразе», «Мариано, чтоб тебе не дотянуть до лета!», «Выключи телевизор! Включи мозги!»

Досталось и королевской чете, которая из-за массовых волнений даже не стала отмечать свою золотую свадьбу. Плакат с надписью «Законом об иммиграции да по королеве Софии!» должен был, вероятно, напомнить о греческом происхождении супруги испанского монарха, а «Преступник тот, кто убивает слонов!» свидетельствовал о том, что народ все-таки не простил своего короля, несмотря на его извинения за недавнюю охоту в Африке.

Находиться на площади разрешалось только до 22-х часов. Но полиция не заходила на территорию митингующих до пяти утра. К этому часу она принималась зачищать площадь и прилегающие улицы, чтобы можно было произвести их уборку. Как правило, к рассвету оставалось лишь около двухсот активистов, которые не подчинялись требованиям полиции и их выдворяли насильно, выволакивая за руки за ноги. Всего за эти дни было арестовано порядка ста человек. Но практически всех отпускали в течение суток. Причем пострадавшие были как среди демонстрантов, так и полицейских, в которых порой летели булыжники и бутылки.

В Барселоне манифестантов можно было отличить по желтым фосфоресцирующим браслетам на руках. Они позиционировали себя как «мирные граждане», а в знак протеста против агрессивных действий полиции на браслетах красовались два варианта надписей: «Я не полицейский и не грубиян» и «Я гражданин и использую свое право выступать против несправедливости». А в Бильбао отличительной чертой манифестантов стали сомбреро желтого цвета. В Валенсии митингующие снесли ограждения и с криками «Революция!» заняли площадь у здания муниципалитета, которая с прошлого года носит название площадь 15 Мая.

В целом празднование годовщины 15-М прошло организованно. Это признала и представитель правительства Кристина Сифуэнтес, отметившая, что это движение «имеет инфраструктуру и экономическую поддержку».

«Ну уж нет! Мы не боимся!»

«С прошлого года социальный портрет участника движения 15-М мало изменился», — рассказал WordYou известный испанский социолог Рамон Адель Аргилес, который давно уже ходит на манифестации с тетрадкой и ручках в руках, записывая увиденное. По его словам, самые разные люди говорят о том, что не считают себя  «товаром в руках политиков и банкиров». Это и студенты, окончившие вузы, и предприниматели, с трудом сводящие концы с концами, и главы семейств, которые из-за невозможности выплачивать ипотечный кредит остались без крыши над головой, и пенсионеры, вспоминающие старые времена, и патриотически настроенные граждане, которым совесть не позволяет сидеть дома, сложа руки.

«Ну уж нет! Мы не боимся!», — гласила надпись на одном из плакатов, рядом с которым стояла 19-летняя студентка Росарио Ибанес. Она пришла на площадь, чтобы «выразить солидарность с теми, кто сегодня вышел на улицы, так как люди должны верить, что у демократии есть потенциал».

Немного поодаль официант Игнасио Гомес, 32 лет, объяснял, что «за этот год терпение людей лопнуло. Они не могут больше мириться с тем, что происходит в стране и, если правительство их не услышит, борьба продолжится». А вот продавщица Паола Перес пришла на площадь, чтобы поддержать своих детей, говоря при этом, что не так уж и важно, что протесты пока не вылились во что-то конкретное, все равно надо продолжать борьбу.  В свою очередь, молодые работники автосервиса Хуан Рамирес и Хасинто Бургос, специально приехавшие в Мадрид из Толедо, заверили, что «движение продолжит свою работу в социальных сетях, потому что только таким образом молодежь может повлиять на ситуацию и добиться перемен».


Выбор читателей


Расскажите друзьям. Поддержите сайт в соцсетях