Валерий Путинцев погиб 10 лет назад, в конце февраля 2002 года.
19-летний Валерий из Ханты-Мансийского автономного округа был призван на военную службу летом 2001-го в соседний Красноярский край и оказался в Ужурском гарнизоне. Как сообщает пресс-служба фонда «Право матери», занимающегося этим делом, Валерий в детстве перенес тяжелые заболевания (туберкулез и остеомиелит) и имел право на освобождение от призыва, однако сам настоял на службе.
Избиения и вымогательство
В армии молодой человек сразу же столкнулся с так называемыми неуставными отношениями. Попросту говоря, над Путинцевым издевались товарищи по службе, его били и вымогали у призывника деньги.
«Это такой случай, когда романтичный юноша понимал, что у него есть долг перед отечеством и хотел этот долг выполнить. Валера верил той пропаганде, что армия — это некая школа мужества, и он, конечно, пришел в ужас когда столкнулся с «дедовщиной», избиениями, издевательствами. В письмах матери он часто указывал и на бездействие офицеров, которые допускали неуставные отношения», – рассказала WordYou председатель правления фонда «Право Матери» Вероника Марченко.
Валерий, воспитанный бабушкой и мамой тихим домашним мальчиком, с детства писавшим стихи, к армейской действительности оказался неподготовленным.
«Здравствуй, мама! Это письмо, кроме тебя, никому в руки попасть не должно. Особенно, пожалуйста, убереги мною написанное от бабули — ведь ты ее знаешь. Думаю, мы с тобою друг друга хорошо поняли, и ты не допустишь, чтобы бабуля трепала себе последнее здоровье — я очень переживаю за нее. Она еще будет нянькаться с моими и Анюткиными внуками… Я до сих пор не смирился с тем, что я служу рабом для блага мне ненавистных. Я просто больше жизни хочу работать во благо своих, поднимать семью, цену которой понял лишь здесь», — писал Валерий маме в январе 2002 года.
Попытка побега
А в феврале, не выдержав издевательств, молодой человек сбежал из военной части.
Как сообщила Вероника Марченко, молодой человек пытался добраться до военной прокуратуры, где он бы смог объяснить причину побега и избежать уголовной ответственности. Однако Валерия быстро поймали. На время разбирательств его на 10 суток поместили на гауптвахту, где, скорее всего, молодого человека тоже били.
Валерий пожаловался на боли и попросился к врачу, его доставили в медсанчасть, а когда вели под конвоем обратно, он, по версии командира части, оттолкнул конвойного и побежал со словами: «Вот теперь я посмотрю, как вы мне будете стрелять в спину».
После предупредительного выстрела в воздух, часовой выстрелил в спину Валерия, тяжело его ранив.
От полученных ранений Путинцев скончался два дня спустя в больнице Красноярска.
«Власти не свели к минимуму возможность фатального исхода»
Жалоба по делу Валерия Путинцева была подана фондом «Право Матери» в ЕСПЧ, базирующийся в Страсбурге, еще в 2004 году. В ней указывалось, что Россия нарушила право Валерия Путинцева на жизнь, предусмотренное статьей 2 Конвенции о защите прав человека и основных свобод.
В итоге Европейский суд признал, что Россия не выполнила свои обязательства в соответствии с этой статьей. В судебном вердикте особо отмечено: Путинцев был безоружен и не представлял опасности для конвоя или третьих лиц.
«Начальству было известно, что у Валерия были психологические проблемы, он уже один раз оставлял часть, и можно было предвидеть, что он может повторить свою попытку. Власти ничего не сделали, чтобы свести к минимуму возможность фатального исхода», — говорится в постановлении Суда.
В соответствии с решением ЕСПЧ Российская Федерация обязана выплатить матери погибшего 45 тысяч евро (более 1 миллиона 755 тысяч рублей) в качестве компенсации морального вреда.
«Дело Путинцевой уникально тем, что это первое дело, в котором Евросуд признал Российскую Федерацию виновной в гибели призывника в российской армии», — отмечают в фонде «Право матери».
45 тысяч евро станут первой компенсацией матери погибшего призывника от государства. До этого она не получала никаких страховок или пенсионных выплат за гибель сына.