Закрыть

Обо всём

Юсуф Ислам о музыке и вере

 

Новый мюзикл представляет собой  своего рода вершину легендарной и порой довольно неоднозначной карьеры Юсуфа, прошедшего путь от обладателя трех платиновых наград до человека, готового  навсегда отказаться  от своего ремесла.

Об этом долгом пути Юсуф рассказал «Аль-Джазире» в столице Катара  Дохе, после своего первого концерта на Ближнем Востоке.

Вы раньше рассказывали о своем путешествии в музыке, говоря, что отказались от гитары после того, как приняли ислам, а затем  снова взяли ее в руки.  Каково ваше мнение о точках соприкосновения религии и музыки?

В какой-то момент, возможно, музыка была моей религией. Для многих из нас, выросших на Западе в начале 60-х, а потом  70-х, музыка была образом жизни. Это был способ выразить себя. Я был большим мечтателем, искал истину. И только столкнувшись, наконец,  с исламом, когда мне подарили Коран, я понял, что там есть ответы на все мои вопросы.

Я по-прежнему записывал музыку, но уже без интереса. Я нашел нечто гораздо более чистое и святое, поэтому спросил у имама в мечети в Лондоне о музыке, и он сказал «нет проблем». Но у меня были некоторые сомнения, потому что другие братья цитировали мнения, что «по общему мнению музыка – это  харам (запретное)». Когда только стал мусульманином, с большой  осторожностью относишься ко всему, что делаешь. Так что я действовал очень осторожно. Из-за чуть ли не оскорбительного  отношения СМИ после того, как я принял ислам, я решил,  что с меня достаточно, и не стал продолжать.

После 11 сентября [2001 года ] наступил серьезный кризис. Нам грозил чуть ли не Армагеддон, было такое чувство, что теперь, когда дошло до крайностей, нужно срочно наводить мосты назад, к тому, что у нас есть общего. Поэтому я снова спел «Поезд мира». Это было просто а капелла, но это было начало.

Но в конце концов мой сын вновь принес в дом гитару. Взяв ее в руки, я вдруг понял: у меня есть другое дело.

Что такого сказал ваш сын, что заставило вас вновь взяться за гитару?

Он ничего не сказал. Он просто оставил ее, и я даже удивился, поняв, что помню, куда надо ставить пальцы.

Что бы вы сказали другим мусульманам, которые любят музыку, и также пытаются разрешить для себя эту параноидальную дилемму  — «музыка это хорошо» или «музыка запретна»?

Что касается священных текстов, то они не могут быть неоднозначными. В них нет неопределенностей. Если говорить о музыке, слова «музыка» нет в Коране. Конечно, на нее намекается, она подразумевается, есть ситуации, в которых играет музыка, и это харам, потому что она связана с выпивкой и блудом  — как «секс, наркотики и рок-н-ролл». Так что тут дело в истолковании. Я считаю, что есть музыка харам, и я считаю, есть музыка халяль (разрешенная).

Есть ли в вашей музыке какая-то всеобъемлющая тема, какое-то послание, которое вы хотите передать своими песнями?

Я рассказываю истории. Я стараюсь рассказывать правдивые истории. Они о том, как живут люди и какие у них проблемы — как мы любим,  попадаем в беду, страдаем и радуемся. В конце концов, это и стало  темой мюзикла, который я сейчас пишу, и который собираюсь поставить в Австралии в конце мая.  Он тоже про путешествие. Есть только два типа историй: о том, как уходят из дома, и о том, как возвращаются.

Как возникла идея вашего мюзикла «Лунная тень»?

Я вырос в лондонском вест-энде, среди театров и мюзиклов, и всегда мечтал написать мюзикл. Сейчас у меня для этого есть прекрасная возможность, когда написано так много песен. Это история о мире, в котором  нет ни солнца,  ни дня — только ночь. И только луна дает какой-то естественный свет. Это значит, что каждому приходится усердно трудиться, чтобы купить тлеющие угли и согреть свой дом.  В центре сюжета мальчик, который мечтает о другом мире — Мире пропавшего солнца, который называется Шамсия. Он встречает свою лунную тень,  и решает отправиться в путешествие, чтобы найти этот Мир пропавшего солнца.

Каков ваш творческий процесс, и где вы черпаете вдохновение для своих песен?

Это сложный вопрос. Я отношусь ко всему этому ненаучно. Есть некоторое настроение, и я ловлю это настроение. Я развлекаю себя. Я первый, кто слышит песню, и если она мне нравится, возможно, и другим это тоже понравится. Один великий философ сказал: «нет ничего более радостного, чем радость ребенка, который создает что-то, а потом показывает это другим». Это одаренность.

Что происходит, когда вы отдаете этот дар, а его принимают не так,  как вам бы хотелось? Особенно после принятия ислама, когда вы начали писать больше песни на исламскую тематику, была ли какая-то обратная реакция?

Проходишь  через различные фазы. Соответствовать собственным представлениям нелегко, а когда и у других есть представления о вас, которым тоже нужно соответствовать,  это еще труднее. Именно поэтому у нас есть четкие указания от нашего Господа о том, как жить. Пока вы сосредоточены на Боге и Его пророке,  не думаю, что вас можно сбить с пути.  Так что все сводится к этой прямой и тесной связи, которую поддерживаешь в  своих молитвах. Так что да, было трудно. Но у меня всегда была молитва.

Давайте поговорим о вашей песне «Мой народ». Вы сказали, что наблюдали за событиями на площади Тахрир в Каире. Что было для вас большим вдохновением, и чего вы надеялись достичь этой песней?

Мы мало что могли сделать, просто сидя и наблюдая за восстанием по телевизору.   Мы хотели внести свой ​​вклад, и самым  лучшим из известных мне способов было написать песню. Мы привлекли  людей со всего мира, чтобы они внесли свои голоса в общее дело,  разместив призыв в Facebook.    Я напел образец того, в каком ключе это  должно быть, а они пели припев и отсылали его обратно.  Мы записали все эти голоса, а затем выпустили  бесплатно.

До какой степени музыка может изменить восприятие людей?

Я не стремлюсь к этому, и я считаю, это важно, потому что если человек думает, что имеет контроль над жизнью других, это страшно. Каждый имеет свою роль, и если я должен спеть песню, я ее пою. Если она влияет на людей, я теперь просто говорю альхамдулиллях (слава Богу).

Но это действует в обе стороны. Когда, наконец, пробиваешь стену бизнеса и обращаешься  к людям – к чему каждый стремится — они тоже оказывают на тебя влияние.

Что бы вы посоветовали молодым людям,  начинающим свой путь и воспринимающим искусство как способ внести свой вклад в цивилизацию?

Это очень высокая стена. В мое время, наверное, она была ниже. В нашем мире сейчас в любой профессии непросто. Но если вы можете, попробуйте. Как я написал – «если хочешь кричать, кричи; если хочешь быть свободным, будь свободным; если  хочешь быть мной, будь мной». (Смеется) Ну,  это последнее у вас вряд ли получится.


Выбор читателей


Расскажите друзьям. Поддержите сайт в соцсетях