Закрыть

Праздники и приметы

Лукашенко освобождает и пересаживает

 

Первым на свободу вышел Андрей Санников. Он рассказал, что в пять вечера в субботу его вызвали в администрацию колонии и приказали срочно собрать вещи. До Минска оппозиционер добрался в два часа ночи. На железнодорожном вокзале его встречали сотни сторонников, которые бурно праздновали освобождение своего лидера.  Санников говорил журналистам, что власти ставили перед собой цель уничтожить его  физически, желательно довести до самоубийства, толкнув к бессрочной голодовке. Методы работы белорусских спецслужб он сравнил, со сталинскими.

Получил прошения —  уступил

Дмитрия Бондаренко освободили в воскресенье.  Но в случае с ним все было не так гладко — сразу после ареста у него  обострились хронические заболевания, а в июле 2011 года ему сделали операцию на позвоночнике. Изменить условия заключения власти этому человеку, несмотря на его состояние, отказывались вплоть до вчерашнего дня. Более того, после операции его вновь стали привлекать к работе в колонии и даже запретили пользоваться костылем. Костыль политику вернули только после того, как он вслед за Андреем Санниковым написал прошение о помиловании. Так что до белорусской столицы из могилевской колонии оппозиционер добирался лежа.

В беседе с корреспондентом WordYou Бондаренко пояснил, что «освобождение политзаключенных произошло именно благодаря солидарности белорусов и давлению международного сообщества». Он призвал продолжить давление против режима Александра Лукашенко вплоть до полного освобождения всех политзаключенных.

Независимые источники также согласны с тем, что именно давление Запада заставило президента Лукашенко уступить. Белорусский кинодокументалист Юрий Хащеватский напомнил WordYou, что еще неделю назад на совещании в администрации президента Лукашенко говорил о том, что Запад пытается его «наклонить», выдвигая политические требования и вмешиваясь во внутренние белорусские дела. Хащеватский уверен в том, что «теперь Александру Лукашенко уже некуда деваться».  По мнению эксперта,  «капитуляции белорусского президента способствовала, в том числе, позиция Москвы, которая выказала вербальную поддержку Минску во время его затяжного противостояния с ЕС, но на деле отказалась протянуть руку помощи.  Эксперт считает, что Александр Григорьевич постарается «сохранить лицо» внутри Белоруссии, поэтому государственные СМИ начнут петь осанну о милосердии президента, «отпустившего преступников».

Запад выжидает

Запад пока занял неопределенную позицию.  Министерство иностранных дел Польши в своем специальном заявлении приветствовало освобождение политзаключенного Андрея Санникова и Дмитрия Санникова, но, тем не менее, напомнило что «повторяет свой призыв к немедленному освобождению всех остальных политических заключенных в Белоруссии».  Европейский комиссар по вопросам расширения и политики добрососедства Штефан Фюле также заявил, что «освобождение Санникова и Бондаренко это только первый шаг, и мы ждем следующих».

Впрочем, официальный Минск еще пытается показать, что он пока контролирует ситуацию и в случае чего может ударить по тормозам. Пресс-секретарь МИД Белоруссии  Андрей Савиных заявил, что реальный компромисс и диалог возможен только за столом переговоров в спокойной, уважительной и конструктивной обстановке. По версии господина Савиных, «все процессы в Белоруссии осуществляются в строгом соответствии с белорусским законодательством, здесь не может быть какой-либо подстройки под внешнее воздействие». Он пригрозил, что «внешнее давление может только затормозить развитие ситуации».

Правда, сейчас в среде белорусских правозащитников наметился раскол в отношении дальнейшего развития отношений с Западом. Так, руководитель белорусского отделения «Хельсинской гражданской ассамблеи» Олег Гулак заявил WordYou, что он вообще противник политики санкций. По мнению Гулака,  «после освобождения Андрея Санникова и Дмитрия Бондаренко расширение санкций против Минска было бы нелогично». Правозащитник уверен, что ЕС должен «адекватно отреагировать на жест белорусских властей».

Брутальные игры белорусских властей

Вчера появилась информация о том, что белорусские власти не ограничатся заявлениями. В тюремную камеру,  где сидит бывший кандидат в президенты, председатель Социал-демократической партии «Народная громада» Николай Статкевич,  перевели  бывшего заместителя командира в/ч 3214 по физической подготовке Андрея Васильева, осужденного в 2002 году на срок в 21 год за убийство. Дело в том, что Васильев был активным участником так называемого «эскадрона смерти», занимавшегося в конце 1990-х годов устранением политических оппонентов президента Лукашенко.

По данным СМИ, майор Андрей Васильев никогда не скрывал своего личного участия в преследованиях лидеров оппозиции Юрия Захаренко, Виктора Гончара, Анатолия Красовского, а также журналиста Дмитрия Завадского в 1999-2000 годах. Белорусские правозащитники уверены, что и в дальнейшем освобождать политзаключенных Лукашенко собирается только после того, как будут написаны прошения о помиловании.

В Минске уверены, что, целью перевода бывшего карателя в камеру к его потенциальной жертве является не только оказание давления на Николая Статкевича, но и публичная демонстрация «власти» над его жизнью и здоровьем, которая может повлиять на позицию Европейского союза.


Выбор читателей


Расскажите друзьям. Поддержите сайт в соцсетях