Ранее международное французское радио RFI не раз сообщало о том, что на занятых туарегскими повстанцами территориях происходят стычки между «освободителями» и отрядами «Аль-Каиды исламского Магриба». Словно в подтверждение этой информации в четверг некие террористы напали на алжирское консульство в городе Гао, контролируемом «Национальным движением за освобождение Азавада» (НДОА). Семь сотрудников представительства Алжира, включая консула, были похищены, а над захваченным зданием поднят черный флаг.
Подпорченное торжество
Так что лидеру НДОА пришлось разбавить свое пафосное заявление о «завершении очень важного сражения за освобождение родины» осуждением факта похищения иностранцев. «Мы полностью принимаем на себя ответственность за безопасность наших территорий», — подчеркнул при этом Аг Аттахер. Он также взял на себя и своих соратников «твердое обязательство создать условия для прочного мира, чтобы начать работу по созданию институтов нового государства, основанного на демократической Конституции».
Это заявление было размещено на веб-сайте НДОА, а также, через представителя движения а в Париже, ретранслировано телеканалом «Франция 24». Связям с бывшей метрополией повстанцы, как и власти в Бамако, всегда придавали особое значение.
Одновременно Аттахер подтвердил решение НДОА о прекращении всех боевых действий против центрального правительства в Бамако, независимо от того признает международное сообщество легитимность нового военного руководства Республики Мали или нет.
Раскол среди кочевников?
Провозглашая независимость малийской части Азавада, руководство туарегских повстанцев заявило о признании нерушимости границ соседних стран, что грозит НДОА расколом в собственных рядах.
Ведь Фронт освобождения Азавада, вокруг которого ранее объединились в единое Национальное движение разные кланово-племенные группы туарегов, ставил своей задачей и «освобождение братьев» в сопредельных государствах – Нигере, Алжире и Буркина-Фасо, и даже в достаточно отдаленной Ливии. А ведь между соперничающими отрядами туарегских кочевников и без того в последние месяцы происходили боестолкновения, и никто не берется предсказать, что будет дальше.
Хотя слухи ходят самые разные. Телеканал «Аль-Джазира», например, со ссылкой на местный источник предает, что среди туарегов растет недоверие к руководству своего движения, что способствует усилению другой антиправительственной малийской организации — «Ансар ад-дин» («Защитники веры»), претендующей на защиту не национальной, а религиозной идентичности местного населения. Насколько все это соответствует действительности, судить сложно.
Угроза катастрофы
Тем временем свое заявление о положении на севере Мали сделала «Международная амнистия». Правозащитники предупреждают, что после того как мятежники, заняв здешние города, разграбили склады с продовольствием, эти засушливые районы (речь, напомним, идет о Сахаре) столкнулись с дефицитом самых необходимых продуктов, и в дальнейшем в этом регионе вообще может сложиться катастрофическая ситуация.
Тем более, что Всемирная продовольственная организация (одно из важнейших гуманитарных подразделений ООН) как раз из-за грабежей и мародерства приостановила распределение продуктов в северных районах Мали.
Управление верховного комиссара ООН по делам беженцев, со своей стороны, также дало оценку ситуации в этом регионе. С января нынешнего года, когда туарегские повстанцы, начали одерживать военные победы, свыше 200 тыс. жителей северных районов Мали, самой разной этнической принадлежности, покинули родные края.
Ежедневно границу Мали с Буркина-Фасо и Мавританией пересекают не менее 400 беженцев.