Закрыть

Колонки

Выбор прост: или Коран, или устав

 

Изначально, самая мощная и влиятельная в египетском социуме  социально-политическая сила – движение «Братья-мусульмане» — официально заявила, что  свою кандидатуру на пост президента выдвигать не станет и поддержит «стороннего кандидата», который будет зарегистрирован комиссией по президентским выборам в общем порядке. О своем решении поддержать того или иного  кандидата движение собиралось объявить только по окончании срока регистрации претендентов на пост главы государства. То есть после 8 апреля нынешнего года.

Однако, в последние недели и в самом движении «Братьев-мусульман», и внутри исламского сообщества Египта резко усилились  дискуссии по поводу политической целесообразности отказа от собственной  кандидатуры на пост президента страны.  Эти дискуссии проходили и в местных джамаатах, и на страницах прессы, и внутри руководящих органов различных мусульманских организаций.

20 марта лидеры политической партии «Нур» публично обратились  к руководству движения с предложением выдвинуть в президенты Египта единую кандидатуру от всех исламских сил.  В этом заявлении впервые было сказано, что таким единым кандидатом может стать харизматический Хайрат аш-Шатр, заместитель верховного наставника «Братьев-мусульман».

Истина последнего момента

Через несколько дней руководство движения «Братьев-мусульман» приняло решение о выдвижении своего кандидата в президенты Египта.  Исполнительный комитет Партии свободы и справедливости (созданная и курируемая Движением) – выступил  с официальным заявлением.  В нем, в частности, было сказано: «В настоящее время мы выбираем среди лидеров движения «Братья-мусульмане» и «Партии свободы и справедливости» (ПСС) кандидата, чтобы выдвинуть его на пост нового египетского президента».

В  этом документе подчеркивается, что специальные органы ПСС уже заняты рассмотрением конкретных кандидатур, принадлежащих к руководству Движения, и «как только будет принято окончательное решение, о нем будет объявлено публично». Предполагается, что имя единого кандидата в президенты    от исламских сил будет  объявлено  уже сегодня – 27 марта.

Почему вдруг так  неожиданно, почти на «флажке» окончания регистрации кандидатов в президенты, движение «Братья-мусульмане» резко изменило свою позицию?   Хотя нынешний верховный наставник «Братьев» Мухаммад Бадиа, выступая в  провинции Кафр-эш-Шейх, подчеркнул, что на самом деле такой подход «не является изменением позиции Движения, а лишь ответом на меняющуюся обстановку в стране».

Какие ключевые факторы имел в виду верховный наставник? Можно упомянуть, по крайней мере, три таких важнейших обстоятельства.

Три источника, три составные  части

Во-первых, начавшаяся де-факто президентская избирательная кампания уже привела к беспрецедентной диффузии революционного потока, который смел в прошлом году Х.Мубарака.

На 20 марта в Высшую  избирательную комиссию поступило свыше 700 заявок  на участие в президентских выборах. Конечно, вряд ли все они смогут принять участие в президентских гонках. И дело даже не в том, что каждый из заявителей должен до 30 марта собрать в свою поддержку нотариально заверенные подписи тридцати тысяч египтян. Но драматический факт налицо: формально еще не начавшаяся избирательная   кампания уже начала серьезно раскалывать египетский социум.

Даже сторонники  бывшего президента Хосни Мубарака,  которому по решению суда грозит смертная казнь, собрали более 17 тысяч подписей в поддержку его выдвижения на новый срок.

И совершенно понятно,  почему в этой  ситуации  руководство «Братьев» не могло  проигнорировать эту тенденцию, ведущую к явному расколу общества.

Во-вторых, президентская избирательная кампания могла серьезно расколоть исламские силы страны. И главное даже не в том, что заявки подали десятки различных исламских деятелей, претендующих на то, чтобы представлять весь мусульманский политический спектр Египта.  Среди них и такие авторитетные фигуры как салафит Хазем Салах Абу Исмаил.

По опросам общественного мнения, одним из наиболее серьезных кандидатов на победу является очень популярный Абу-ль-Футтух.  Бывший член высшего руководства «Братьев» он одним из первых поддержал революционные выступления на Тахрире. Абу-ль-Футтух не согласился с прошлогодним решением «Братьев» не выдвигать собственную кандидатуру на президентских выборах и за это был исключен из Движения.

Последние несколько месяцев Абу-ль-Футтух вел активную кампанию и смог завоевать значительную поддержку в различных слоях египетского общества, прежде всего, исламски ориентированных.  То есть выдвижение единой кандидатуры от всех исламских сил должно решить и эту проблему: Абу-ль-Футтуху непреложно придется поддержать эту кандидатуру, чтобы не превратиться в политического маргинала.

Наконец, в-третьих. Руководство «Братьев-мусульман» должно было отреагировать на резкую активизацию процессов консолидации в среде египетского генералитета, любыми способами стремящегося сохранить свои привилегии, прежде всего, экономические. По некоторым данным, египетский офицерский корпус контролирует до 45% национальной экономики.

В последние время  происходит  явное обострение противоречий между «Братьями» и египетским генералитетом. Дело дошло до того, что движение прямо обвинило назначенное Высшим военным советом правительство Камаля аль-Ганзури в намерении сфальсифицировать результаты президентских выборов.

Вы хотели дуэль, господа генералы?  Вы  ее получите…

«Братья-мусульмане» приняли решение о выдвижении собственного кандидата в президенты «исходя из сложной ситуации, которую переживает Египет, и ввиду регистрации  на этот же пост лиц, принадлежащих к верхушке бывшего режима экс-президента (Хосни) Мубарака», — пояснил изменения в позиции Движения верховный наставник Мухаммад Бадиа.

Одним из решающих факторов принятия этого решения «Братьев» вероятно, стали сообщения о выдвижении на предстоящие президентские выборы кандидатуры бывшего вице-президента Египта и экс-главы службы общей разведки Омара Сулеймана, который в свое время рассматривался как один из наиболее вероятных преемников бывшего президента Мубарака.

Омар Сулейман стал еще одним претендентом на президентскую номинацию среди фигур, которые представляют интересы египетского генералитета.  Первыми выдвинулись генерал Хоссам Хайралла, генерал-майор Мамдух Котуб и бывший премьер-министр Ахмад Шафик.  Сторонники Сулеймана утверждают, что в его поддержку уже собрано свыше 70 тысяч подписей.

Очевидно, в руководстве Движения пришли к выводу, что именно Омар Сулейман способен консолидировать, по крайней мере, две из трех группировок внутри  армейского генералитета.

…В любом случае, температура политического напряжения в Египте стала резко возрастать.

 

Шамиль Султанов, президент Центра стратегических исследований «Россия – Исламский мир».


Выбор читателей


Расскажите друзьям. Поддержите сайт в соцсетях