На этом фоне из республиканского лагеря довольно неожиданно прозвучало заявление Роберта Макфарлейна (при Рейгане – помощника президента по национальной безопасности) о том, что «режим Путина в целом хорошо служит для россиян».
Кто хочет «хороших отношений» с Москвой?
Макфарлейн, конечно, не кандидат в президенты, но фигура авторитетная среди американских правых. И хотя, по недавнему признанию посла США в РФ Майкла Макфола, среди потенциальных противников США Россия находится лишь на 29 месте, российская тематика традиционно входит в число ключевых вопросов американской внешней политики. «Любой американский президент будет стремиться поддерживать стабильные отношения с Россией, так как Россия — очень важная для нас страна не только с точки зрения ее масштабов, но и с учетом ее влияния на соседние страны, особенно в регионе Центральной Азии, — заявил Макфарлейн в интервью одному из интернет-порталов. — Россия важна своим военным потенциалом на стратегическом уровне. Поэтому мы хотим хороших отношений с Россией».
В этой связи можно напомнить, что после демократа Франклина Делано Рузвельта лучшие отношения с СССР/Россией складывались именно у республиканских администраций: с Брежневым у Никсона, с Горбачевым у Рейгана (хотя это и не пошло на пользу нашей стране), с Путиным у Джорджа Буша-младшего. Вопрос в том, прислушается ли кто из нынешних республиканских кандидатов в президенты к советам ветерана американской политики Роберта Макфарлейна.
Пока еще остающийся лидером предвыборной гонки на правом фланге Митт Ромни обещает провести своеобразный «рестарт перезагрузки» в отношениях с Россией, постоянно обвиняя Москву в экспансионизме. И если при Джордже Буше-младшем на роль главной жертвы «коварной России» республиканцы выбрали Грузию, то Ромни неожиданно взялся защищать бывшие советские республики Средней Азии. Сдерживать же эту «экспансию» он намерен путем «расширения дипломатических связей и военной помощи», а также заключением торговых соглашений и развития образовательных программ со среднеазиатскими странами.
Гингрич недавно тоже обвинил Москву в экспансии. Только на Ближнем Востоке, заявив в интервью израильским СМИ, что именно Россия. «всячески проталкивала» идею создания палестинского государства. «Мировое сообщество и прежде всего Москва причастны к этой войне против Израиля с 1940-х годов, и это трагично», — чего не скажешь ради того, чтобы закрепить свои позиции поддержкой влиятельного еврейского лобби…
К чести Ромни надо заметить, что на ближневосточные дела он смотрит куда более трезво. Бывший мормонский «епископ» так отреагировал на высказывания Гингрича: «Я бы не стал подливать масла в кипящий котел, даже если это и так. Изменить все равно сегодня уже нечего невозможно, а вот испортить — в одну секунду, это может притормозить мирный процесс».
«Классовая рознь» и потерянная ипотека
На фоне жесткого соперничества между Ромни, Гингричем и другими участниками республиканских «праймериз» порой создается впечатление, что пока в Великой старой партии, как называют в США республиканцев, ищут сменщика для Обамы, на планомерную борьбу с собственно президентом просто не хватает времени. К радости главы государства и президентского предвыборного штаба.
Но полемика, конечно, ведется. И естественно, что в условиях ожидания очередной волны финансового кризиса на первое место в предвыборной кампании вышла экономика.
Эту кампанию Обама всерьез начал 24 января с традиционного ежегодного послания конгрессу о положении в стране, в котором призвал к реформе налогового законодательства в стране – с тем, чтобы люди с доходами более 200 тыс доллваров подлежали прогрессивному налогообложению. Республиканцы, как и следовало ожидать, увидели в этом пропаганду «классовой розни». Губернатор штата Индиана Митч Дэниелс заявил, что президент прибегает к «экстремизму», пропагандируя политику, которая подавляет экономический рост, и, разделяя американцев, вместо того, чтобы объединить их. А Митт Ромни предпочел тогда не дожидаться выступления президента и заранее дал ему «превентивный ответ»: «Реальным положением дел является высокая безработица и рекордные изъятия банками жилья, заложенного под ипотечный кредит», чему президент, по мнению его соперника, не уделяет внимания.
Обама учел критику и на этой неделе, выступая в одном из пригородов Вашингтона, предложил отчаявшимся собственникам жилья рефинансировать свои ипотечные займы, воспользовавшись кредитами с более низкой ставкой. По подсчетам администрации, 3,5 миллионов домовладельцев, многим из которых приходится выплачивать ипотеку, серьезно превышающую стоимость их жилья, благодаря изменению условий кредитования смогут сэкономить около 3 тыс. долларов в год.
Стоимость ипотечной программы составит от 5 до 10 млрд долларов, которые государство получит за счет налога с крупных банков. Этому, конечно же, противятся республиканцы. Конгресс ранее уже дважды отклоняли подобные инициативы в связи с необходимостью сокращения госрасходов. Теперь президенту Обаме предстоит «третья битва» за ипотеку.