Закрыть

Общество

Сомали: бесприютность и голод

 

Насыпи, которые отмечают придорожные могилы сомалийских детей в Могадишо, настолько маленькие, что мало кто их замечает. Они лежат по краям разрозненных лагерей, которые возникли на всем протяжении этого разрушенного города, ставшего  домом для сотен тысяч отчаявшихся сомалийцев, бегущих от засухи и конфликта.

В Могадишо спасение — относительное понятие. Город стал эпицентром худшего гуманитарного кризиса в мире. Но в то же время только что прибывшие говорят, что условия в столице лучше, чем в любом другом месте в стране.

Показатели недоедания в Сомали более чем в два раза превышают чрезвычайный порог. Некоторые из перемещенных людей ютятся во временных палатках, а другие влачат существование среди обломок зданий, разрушенных в результате десятилетий войны.

Организации по оказанию помощи еще могут работать здесь, но это очень небезопасно; посещения лагерей постоянно перемежаются стрельбой. Между тем бесконечный поток вновь прибывших означает, что масштаб проблемы растет быстрее, чем ресурсы, необходимые для ее решения.

В лагере Сигал открыли детскую поликлинику, которая постоянно заполнена матерями с маленькими детьми. Здесь их лечат от недоедания, и многие из них уже чуть менее изнурены. Но всегда есть следующая волна новичков, которые  вынуждены были оставить свои дома и совершить последнее отчаянное путешествие в Могадишо.

Люди здесь голодают  месяцами. Одна женщина показывает ничтожную ежедневную порцию риса на чайном блюдце. «Достаточно ли этого?» — спрашивает она горько.

Ответ написан на ее худой и тонкой как палка руке: люди здесь на грани выживания.

Мать шестерых лет, Рукия Мухаммед, одна из тех, кто совершил поездку, и теперь живет с семьей в Сигале.

«Здесь намного лучше по сравнению с тем, как мы жили в моей деревне,- говорит она. — Одна за другой умерли наши козы, а семена, которые мы сажали, не прорастали из-за засухи. Мы сдались, когда все умерло. Не осталось ничего…»

Глядя на расползающиеся лагеря, которые тянутся настолько, насколько хватает взгляда, становится ясно, что бездомность, а не голод, стала непреходящим наследием смертельной засухи прошлого года.

По оценкам ООН, 184 000 людей переехали в Могадишо за последние шесть месяцев, но сотрудники гуманитарных организаций в лагерях уверяют, что реальная цифра может быть гораздо выше.

Перемещенные люди вынуждены будут тут остаться еще долго, по крайней мере, в обозримом будущем.

Так, десятки тысяч сомалийцев, которые прибыли в Дадааб — лагерь беженцев на самой границе с Кенией, не могут вернуться в свои дома, разоренные от засухи и конфликта.

Проигнорированные предупреждения

Этого не должно было случиться.

Продовольственный кризис в Сомали предсказывали еще в августе 2010 года, но в течение нескольких месяцев призывы нескольких агентств по оказанию помощи, работающих в стране, не были услышаны.

И о кризисе ничего не знали до июля 2011 года, когда СМИ показали масштабы катастрофы всему миру, только тогда стала возможной значительная гуманитарная помощь. К этому времени голод «взорвался» уже в нескольких частях Сомали, и множество детских могил уже вырыли по всей стране.

Два из крупнейших агентств по оказанию помощи и спасению детей, говорят, что эта задержка стоила тысячи жизней, а также миллионы долларов в виде дополнительных денег, необходимых для решения кризиса, вышедшего уже из-под контроля.

Эти два учреждения призывают к созданию системы, которая имела бы средства для экстренного реагирования. «Мы больше не можем позволить повториться такой гротескной ситуации, когда мир знает о чрезвычайной ситуации, но игнорирует ее, пока не увидит по телевизору фотографии отчаянно недоедающих детей», — говорит Джастин Форсайт, руководитель организации по спасению детей. «Предупредительные знаки были четкими, и большое количество денег, это была ситуация, когда они действительно имеют значение, помогло бы избежать страдания тысяч детей».

Для жителей лагеря беженцев в Могадишо, все это действительно имеет значение. Они слишком заняты повседневной борьбой за выживание, чтобы задаться вопросом, что могло быть, и неопределенное будущее беспокоит их куда больше, чем ошибки прошлого.

«Я вернусь домой, когда буду знать, что могу накормить детей», — говорит Рукия, которая сидит в медицинском кабинете с ее 10-месячной дочкой Хавой. «Но я не знаю, когда это будет».

К несчастью для Рукии, и тысячи других людей, заполнивших этот разрушенный город, этого не знает никто.

В феврале 2012 года Великобритания примет более сорока представительств разных стран-участниц ООН и региональных организаций, чтобы провести конференцию по Сомали и попытаться разрешить ухудшающуюся ситуацию в этой стране, пишет «Аль-Джазира».


Выбор читателей


Расскажите друзьям. Поддержите сайт в соцсетях