Закрыть

Обо всём

ЕКА и НАСА: перспективы мини-шаттла Dream Chaser

 

Европейское космическое агентство (ЕКА) оценило перспективы использования мини-шаттла НАСА Dream Chaser. «Компактный шаттл с крыльями-трансформерами имеет блестящие перспективы. Переброска грузов на МКС с каждым годом приобретает все больший размах, поэтому вовлечение новых грузовиков весьма актуально», подчеркнул директор ЕКА И.-Д. Вернер.

НАСА официально объявила 14 января 2016 года о победителях коммерческого конкурса на право осуществлять снабжение МКС грузами, а также перемещать персонал орбитальной станции. Три частные компании из США будут до 2024 года выполнять взятые на себя космические обязательства: SpaceX, Orbital ATK и Sierra Nevada. Самобытная версия грузового пилотируемого корабля последней корпорации привлекла внимание НАСА: компактность и остроумная инженерная проработка деталей открыла перед челноком Dream Chaser блестящие перспективы. В рамках договора с НАСА мини-шаттл сделает минимум шесть рейсов на МКС и обратно в 2019-2024 году.

Выбор победителей тендера НАСА немало порадовал ЕКА — ведь теперь компании из Европы получат возможность поставлять невадцам материально-техническое оборудование. Например, механизм стыковки мини-шаттла будет разрабатываться бельгийской компанией QinetiQ. Конструкторы Dream Chaser внедрили стык-узел в хвост челнока: это наилучший вариант для поддержания герметизации космического судна и осуществления разгрузочно-погрузочных работ. Другие миллионные коммерческие соглашения скоро последуют, уверяют в ЕКА.

Мини-шаттл Dream Chaser: технические подробности

Космические агентства ЕSA и DLR начали проработку деталей проекта по созданию и эксплуатации мини-шаттла Dream Chaser два года назад. Тогда челнок рассматривался всего лишь как вариант космического грузовика для МКС. Компания SNC и ЕКА, тем не менее, подписали Меморандум о взаимопонимании, имея в виду, что ракетой-носителем выступит европейская Ariane.

Техническая форма тогдашней модели Dream Chaser не позволяла нести его на Ariane, поэтому конструкторы сделали логичный и остроумный ход — крылья-трансформеры. Корпорация SNC одобрила решение, и новый директор ЕКА Вернер начал всерьез вводить мини-шаттл во все космические программы для снабжения с МКС.

Погрузочно-разгрузочные работы в космосе ведутся постоянно: нескончаемый круговорот техники, которую постоянно обновляют, требует удаления с орбиты и доставки. Компактный Dream Chaser, который с 2016 года будут запускать на Ariane-5, просто изумительно подходит для роли космического челнока. Ему уделяется важная роль — переброска на МКС роботов-уборщиков космического мусора и лазеров, при помощи которых спецроботы утилизируют накопившийся мусор.

Техническая подготовка мини-шаттла делает его идеальным для вывода с орбиты: можно задать ему режим беспилотный или аэродинамический плавный спуск на полосу космоцентра имени Кеннеди в штате Флорида. «Сразу же после посадки мини-шаттл можно перевезти на место старта и, сложив челноку крылья, провести монтаж в голове ракеты-носителя», отмечает Томас Райтер из ЕКА. Транспортник Dragon другой аэрокорпорации SpaceX тоже создан с расчетом многоразового применения — это веяние времени и хорошая привычка экономить средства, уверены в ЕКА.


Выбор читателей


Расскажите друзьям. Поддержите сайт в соцсетях