В Москве шествие, организованное Комитетом 19 января, началось в 19:00. К сожалению, людей, променявших теплые дома на марш на холоде, оказалось не так уж много — не более тысячи человек. По официальным данным, присутствовало около 800 человек, сто из них – журналисты. Конечно, это больше, чем в прошлые годы, но националистические марши, например, собирают по несколько тысяч. Правда, и проходят они не в крещенские морозы.
Сначала участники акции памяти собрались на Никитском бульваре, откуда организованно двинулись шествием в сторону Новопушкинского сквера. Люди несли в руках портреты Стаса и Насти, флаги антифашистских организаций и плакаты с лозунгами. Собрались в основном молодые антифа, которые в масках совсем не отличаются от националистов, только лозунги у них совсем другие. «Россия для всех» — вот основной мотив этого марша.
Также было много представителей левых движений, поэтому помимо стандартных лозунгов «Фашизм не пройдет» и «Помнить – значит бороться», отчетливо были слышны «Нет фашизму, нет капитализму», «Фашизм убивает, государство покрывает».
Надо отметить, что в этом году у антифашистов появилось новое требование – они протестуют против того, что в общегражданских митингах против нечестных выборов участвуют националисты, нацисты и фашисты.
«Я не верю во всех этих культурных националистов. Тесак (вожак наци-скинов. – WordYou) себя сейчас тоже пытается показать культурным…» — заявил представитель «Антифа».
«Я считаю ультрарадикальный национализм, то есть фашизм, чумой любого демократического общества, и что страшно – именно она, благодаря таким персонажам, как Навальный, Тор, Крылов, норовит стать частью российской политики, внедряясь в оппозицию и тем самым ее дискредитируя», — подчеркнула представительница Социал-демократического союза молодежи. Хотя так думали не все.
«Ну, я допускаю, чтобы умеренные националисты участвовали на общегражданских митингах, но, конечно, фанатов Гитлера, как, кстати, и фанатов Сталина из числа социалистов быть не должно», — сказал другой участник марша.
Закончился марш антифашистов митингом в сквере на Пушкинской площади. У входа были установлены рамки металлоискателей, через которые полицейские организовали проход участников.
Тут стало совсем уж нестерпимо холодно, поэтому выступили всего пять человек. Организаторы митинга свои лица скрывали, объяснив, что они не хотят стать медиа-звездами, а желают заниматься реальными делами. Однако, легко, например, можно было узнать антифа-активиста Алексея Гаскарова или известного анархиста Укропа.
Выступающие говорили о фашистской угрозе, о том, что на оргкомитете протестов националисты «зигуют» при голосовании, и сетовали, что там мало антифашистов. Также выступила журналистка из Киргизии, которая сказала, что мигрантам надоело, что к ним «относятся как к скотам» и убивают, поэтому многие из них выходят на улицы.
«Наша борьба сильнее страха, наша любовь сильнее смерти», — донеслось со сцены.
Митинг закончился минутой молчания в память Стаса Маркелова и Насти Бабуровой, во время которой кто-то запалил файеры.
Акция в Москве прошла более-менее спокойно, хотя были слухи о стычках с националистами в метро. А вот Санкт-Петербурге по митингующим стреляли из травматического оружия. В Воронеже и Нижнем Новгороде несколько участников марша были избиты.