Менталитет один, а цены – разные
На грузинском горнолыжном курорте Гудаури повсюду слышна русская речь: в этом году наплыв отдыхающих из России просто рекордный. Оно, в принципе, и понятно. На наших кавказских курортах и опасно (вспомним, например, обстрел туристов в Кабардино-Балкарии и несколько последних спецопераций в Карачаево-Черкесии), и дорого. Особенно в Сочи, где цены давно обогнали австрийские и швейцарские горнолыжные заповедники.
Оказавшись в Гудаури, невольно начал сравнивать его с единственным мало-мальски приличным дагестанским курортом Чиндирчеро. Цены у нас почти в два раз выше. И с безопасностью тоже большие проблемы – в Чиндирчиро недавно случился пожар.
Как известно, для развития туризма на Северном Кавказе государство разработало многомиллиардную программу. Но у этой программы есть три почти непобедимых врага — коррупция, земельный вопрос и безопасность.
С коррупцией у нас борются с воодушевлением, но иногда кажется, что именно эта борьба делает коррупцию бессмертной. Участники этой легендарной битвы живут все лучше, а мы вроде как уже и не живем. А выживаем. В Дагестане, согласно заявлению Минюста, часть денег, выделенных на борьбу с коррупцией, куда-то исчезли.
С безопасностью в Дагестане тоже не ахти: вот очередная сводка происшествий – шесть бомб у федеральной трассы, спецоперация, убийство полицейского. И все это за один день. Покой нам даже не снится – давно забыли, что это такое…
Дагестанка Наида Максудова переехала в Грузию два года назад. В Махачкале у нее была постоянная работа, но не было чувства безопасности.
«Мой муж-грузин, приезжая в Махачкалу, часто говорит, что город и обстановка напоминают Тбилиси в начале девяностых, — рассказывает Наида. – Коррупция, похищения людей, безнаказанность чиновников и силовиков. В Тбилиси у меня и у мужа не постоянные заработки. Но это все ничего по сравнению с тем, что у тебя под окнами не стреляют».
К сожалению, надо констатировать – борьба с терроризмом и коррупцией в Дагестане до сих пор только бизнес. И больше – ничего.
Они живут в нашем светлом будущем
В Гудаури еще строится. Не знаю, есть ли у них откаты, но новые отели и рестораны появляются каждый год. Отели — это не короткие деньги, это не винный магазин и не палатка с шаурмой – то есть народ уверенно смотрит в будущее и оно у них явно светлое.
Тамази Долидзе, совладелец одного из ресторанов в Гудаури, отмечает, что грузинское правительство сделало ставку на туризм и потому инвесторам очень легко: «А отдыхать к нам едут, потому что цены не кусаются и сервис хороший». Об этом говорят почти все туристы, которых удалось спросить о причинах любви к грузинским курортам.
Основная часть отдыхающих в Гудаури – это жители России, Украины и самой же Грузии. Европейцев не так уж много, но их активно завлекают.
На одном из гудаурских агитплакатов написано на английском: «Европа начинается отсюда». Любопытно, заглянет ли она когда-нибудь и в Дагестан?
Недовольные – люди вольные?
А вот в Тбилиси туристов из Европы – много. Минувшим летом их прибыло в два раза больше, чем в позапрошлом году. Просто геометрическая прогрессия!
Туризм, как известно, это новые рабочие места. А с работой в Грузии, мягко говоря, проблемы. И странно, что в этой ситуации, находятся и те, кто резко протестует против массового туризма.
Грузинский художник Резо Майсурадзе (имя изменено по его просьбе) считает, что Тбилиси – как исторический памятник – разрушают в интересах гостей из Европы. «Надо ограничить поток туристов, — считает художник. – Из-за них правительство разрушает старинные здания, на их месте строятся ночные клубы, рестораны. Грузинская нация скоро превратится в нацию официантов и горничных. Саакашвили решил понравиться европейцам в ущерб национальным интересам».
Сомнительный довод — ведь, к примеру, Италия не разрушает свои памятники архитектуры, и работа в гостиницах или ресторанах вовсе не «принизила нацию». Впрочем, у художника могут быть свои аргументы. Но мне показалось очень важным, что в стране нет любования своим лидером
Недовольных режимом Саакашвили предостаточно.
Но я заметил, что почти все они – люди старше 35 лет. Тут нет никакой политической подоплеки — мол, президент сделал ставку на молодых и бросил взрослое поколение в огонь своих реформ. Это просто наблюдение, которое цепко уловило главное — президентом недовольны.
Известный в рунете как пропагандист режима – блоггер cyxymu (в миру Георгий Джахая) объясняет недовольство так: озлобились те, кто с приходом новой власти остался без работы. «Эти недовольные – бывшие полицейские, работники бюджетных сфер. Они жили в свое время хорошо, благодаря процветающей коррупции и были активными потребителями ее плодов, — поясняет Георгий. – Все ведь в мире знают, например, про успешную реформу полиции. Туда ведь не брали старые кадры. Омолодили весь состав. Так же и с другими государственными организациями. Недовольных хватает, но у молодежи перспективы появились».
Джахая парирует все уколы в адрес Саакашвили. Аргументировано и даже тонко. Но чем работа грузинского пропагандиста отличается от пропагандистов наших? Да тем, что у Грузии есть результаты. И нет коррупции.
Схожесть с Путиным
«Коррупции нет? – усмехается таксист Отари Русидзе, бывший полицейский. – Ее просто узаконили, вот и все. Раньше деньги давали, чтобы срочно получить какую-нибудь справку. Теперь же если срочно нужна справка, то тоже можешь не стоять в общей очереди. И тоже нужны деньги. Правда, отдаешь их в банк, а не в руки чиновнику».
Таксист долго рассуждал о том, что Саакашвили продался США и, вообще, он ставленник масонов. Ну, мы подобное слышали и про Путина…
Многие в Грузии даже говорят, что у Путина и Саакашвили есть общая черта – жажда власти. И неумение отойти от нее дальше вытянутой руки.
Про несменяемость Путина мы знаем. И Саакашвили, как утверждают грузинские оппозиционеры, тоже хочет продлить свой век на троне. Но сделать это несколько иначе, а не использовать труд трононагревателя. Он хочет сделать страну парламентской. По закону, стать президентом страны Саакашвили не сможет (этот пост предрекают мэру Тбилиси), но, возглавив парламент, вполне может, как и прежде, рулить страной. Пути властолюбцев неисповедимы…
Но неужели среди грузин не нашлось никого, кто мог бы поработать Медведевым? Эх, не используют они наш политический опыт.
От голода не умирают
В Тбилиси наряду с праздными туристами можно встретить множество попрошаек. Подавляющее большинство из них пенсионеры-грузины. Их средняя пенсия – 100 лари (2 тыс. рублей).
Нино Гонгадзе, работник социальной службы, говорит, что пенсии обещают повышать. «Конечно, этой пенсии не хватает, — соглашается Нино. – Коммуналка, питание. Но давайте вспомним, что совсем недавно эта пенсия составляла 10-15 лари. Я сама помню, как люди умирали с голоду. Слава богу, сейчас этого нет. В Тбилиси открыты социальные столовые».
У этих столовых стоят толпы пожилых людей. Толкаются, ругаются.
Но получают еду.