Саратовские СМИ неоднократно писали о пагубном воздействии свалки ООО «Экорос», размещенной на территории города. Несмотря на это, местные власти продолжают поддерживать предприятие и не признают его опасность.
На сегодняшний день, как известно ИА «Мосмонитор», на территории Елшанского карьера (промзона Саратова) действует свалка опасных отходов, принадлежащая ООО «Экорос». По словам Владимира Спирягина – председателя МРОД «Антимусор», о вредности объекта было известно еще в 2012-м. Уже тогда пробы воды и почвы, взятые непосредственно близ границ этого мусорного полигона, обозначенного в документах как «объект рекультивации», показали острую токсичность. «Уже в то время нужно было бить во все колокола, и мы делали это. Дважды писали в Администрацию Президента и Генеральную прокуратуру, население близлежащего микрорайона подписывалось под этими письмами», — вспоминал Спирягин. «Экорос» и ее владелец Михаил Морозов подали против активистов многомиллионные иски, но быстро отозвали их под весом доказательств. Последний раз свалка проявила себя весной 2015-го, «провоняв» Саратов запахом тухлой капусты. Расследование показало, что он был вызван примерно 900 тоннами отходов Сызранского нефтеперерабатывающего завода. Но, согласно документам, ничего подобного на полигон «Экороса» не поступало. Активисты также отмечают, что свалка пользуется необоснованной поддержкой властей, позволяющей регулярно продлевать лицензии.
Нельзя сказать, что власти не признают опасность полигона. Так, Дмитрий Соколов, занимающий в Саратовской области пост министра природных ресурсов и экологии, высказался о необходимости постройки бетонного саркофага на свалке. Однако, предложение прозвучало вскользь и активисты не считают, что оно было продиктовано заботой о населении. По одной из версий, саркофаг должен помочь местным властям и Морозову, не первый раз попавшему в поле зрения из-за мусорного бизнеса, замести следы незаконных операций. Кроме того, желание возвести подобную конструкцию может свидетельствовать о наличии радиоактивного мусора.
Саркофаг – один из немногих случаев, когда чиновники признают проблему свалки. Значительная часть результатов проверок, свидетельствующих о токсичности отходов, не попали в официальные отчеты. Активистам кажется, что лояльность властей к Морозову может быть связана с общим криминальным опытом. В частности это касается Андрея Андрющенко, признавшего опасность свалки на должности министр-председателя комитета охраны окружающей среды и природопользования, но резко поменявшего мнение на посту главы саратовского Росприроднадзора. В 1994-м чиновник был осужден на 3 года за злостное хулиганство, но не отправился в тюрьму (предположительно, благодаря связям в суде).