Активисты проекта – а это студенты, юристы, журналисты и просто активные люди — обрабатывали поступающую информацию о нарушениях, консультировали наблюдателей на участках и координировали действия мобильных групп.
Шестерки
«Мы пытаемся не просто фиксировать нарушения, но и предотвращать их», — сказал пресс-секретарь проекта Матвей Петухов.
В штабе «Гражданина Наблюдателя» звонки от наблюдателей с сообщениями о нарушениях начались чуть ли не сразу. На первом участке — №64 в Центральном округе Москвы, куда выехала мобильная группа «Гражданина», явка была ошеломляющая. Особенно учитывая то, что на часах было только 8.20. Откуда за 20 минут с начала выборов набежало столько жаждущего голосовать народу, выяснилось быстро. Людей привезли на автобусе из подмосковной воинской части. Военнослужащие на какие-либо вопросы отвечать отказывались и только весело переговаривались между собой.
— За кого будешь? — спросил молодой человек у своего соседа.
— А то не ясно, — хмуро ответил тот.
— Смотри, «6» — сатанинская цифра, — смеясь, заметил первый.
Наблюдатели, конечно, сразу засекли «карусельщиков», но после голосования «N-часть» отпустили на все четыре стороны. «Точечный подвоз избирателей на проблемный участок», — со знанием дела определил наблюдатель Дима.
Местная жительница – Раиса Федоровна, пришедшая голосовать, просто оторопела.
— Откуда столько людей? – возмущалась она. – Отродясь тут столько народу не было.
Но если военные на вопрос: за кого голосовать будете, отвечать отказались наотрез, то сама Раиса Федоровна с удовольствием поделилась:
— Президент сможет страну поднять, — уверенно заявила она.
Шаг влево, шаг вправо…
Следующий проблемный участок — № 1830 оказался в Южном административном округе. Здесь за видеосъемку пытались удалить наблюдателя от «Яблока» и корреспондента «Новой газеты». На приехавшую мобильную группу, сразу набросились надзиратели за чистотой выборов.
— Я запрещаю вам снимать, — горячилась председатель избирательной комиссии. – Вы можете нарушить тайну голосования.
— Да я ведь стою далеко от кабинок для голосования, — оправдывался наблюдатель.
Но дама была неумолима.
А тут в зал ворвался еще и гражданин, щеголяя выправкой военного офицера, и потребовал убрать камеры, которые, по его словам, нарушают его избирательной право.
«Подстава, явная подстава», — заявил корреспондент «Новой». По его рассказу, нарушений на этом участке хоть отбавляй. «Я видел, как один человек закинул три бюллетеня! Тут много было таких, но мы помешали, а эти (кивок на надзирателей) не фиксируют», — сообщил он.
К тому же его возмутило, что всех наблюдателей посадили у самого входа в зал для голосования, и любое хождение (или прыжок на месте!)расценивалось саботажем выборов. Единственные, кого это устраивало, оказались наблюдателями от «Единой России».
— Я все отсюда прекрасно вижу, — заявила тетенька от «Единой России». – А вот вы, (обратилась она к активисту «Гражданина Наблюдателя») мешаете людям, создаете затор.
Все, кого удалось отловить на этом участке, проголосовали за Единую Россию, но ответить на вопрос «Почему?» смог только один «А вы видите альтернативу?», — пытливо спросил молодой человек.
Отхожее место
На участке № 1474, расположенном в школе поселка Некрасовка, обнаружились и «карусельщики», и «мертвые души».
— Мы поймали несколько человек с двумя паспортами, которые проголосовали за других людей, — рассказала наблюдатель Анна. – Сразу вызвали полицию, составили протокол и члена избирательной комиссии, которая это допустила, отстранили от работы.
Но это была только маленькая победа.
Оказалось, что на этом участке проголосовало несколько десятков людей, зарегистрированных по адресу, где располагается… детский сад. Но, как только это выяснилось, исчезла книга с этими «избирателями», правда, потом она появилась вновь, но листов с фамилиями «детсадовцев» в ней уже не было.
— Я не знаю, — невинно улыбаясь, ответила член комиссии, отвечающая за эту книгу. – Я выходила в туалет.