То, о чем так долго шептались в коридорах власти на Северном Кавказе, свершилось. Система управления этим сложным регионом России подверглась очередному кардинальному ремонту. Постпред в СКФО Александр Хлопонин, на которого четыре года назад возлагали большие надежды, наконец-то сможет спокойно работать в Москве, где в общем-то и проводил большую часть своего рабочего времени, посещая Северный Кавказ в основном тогда, когда без его вмешательства было уже не обойтись.
Ведь был солдат бумажный
Нет, поначалу он даже попытался произвести впечатление на своих подчиненных, но «князья гор» быстро поняли, что кроме двойного титула, вице-премьер и постпред в одном лице, за Хлопониным ничего нет. Заявленный первоначально переход под его контроль, как эффективного менеджера, денежных потоков, щедро лившихся все эти годы на Северный Кавказ, так и не состоялся, а следовательно его влияние на местных губернаторов свелось к нулю.
Официально все его любили и уважали, тем более он в принципе и несильно беспокоил своих подопечных. Он же со своей стороны старался принимать участие в большинстве торжественных мероприятий на Северном Кавказе, где ему исключительно хорошо удавалась роль доброго и очень важного «свадебного генерала». А количеству подаренных ему за эти годы папах, бурок, кинжалов и сабель, мог позавидовать сам Семён Михайлович Будённый.
Déjà vu
В Кремле видимо осознали, что что-то нужно делать на «южном фронтире», оказавшимся после событий в Крыму и на юго-востоке Украины одним из самых уязвимых мест на карте России. И дело, возможно, не только в бесконечной борьбе с вооруженным подпольем, с ним худо-бедно воюют уже 20 лет, а в том, что в изменившихся экономических и политических условиях существования России, оставлять все, как есть на Северном Кавказе – преступление, за которое в будущем придется заплатить весьма высокую цену.
Было решено полпредство с полпредом в ранге вице-премьера разделить на две структуры: полпредство во главе с генералом МВД Сергеем Меликовым и министерство по развитию Северного Кавказа во главе с бывшим красноярским губернатором Львом Кузнецовым.
Но у меня такое чувство, что все это уже было. Был Козак, был Трошев, которые должны были привести Северный Кавказ, а вернее его региональные элиты и экономики в более или менее нормальное состояние. Сделали СКФО вместо ЮФО. Были обещания, что Хлопонин сможет взять под контроль региональные этнократии.
Все было, а в итоге, как будто ничего не было. Кадыров, сам себе хозяин, Дагестан привычно лихорадит в ожидании схватки за новый передел сфер влияния, так как никто не верит в политическое долголетие Абдулатипова, как и не верили в его предшественника (и не ошиблись). Да и положение в экономике, управлении в других республиках Северного Кавказа далеко от того, чтобы его считать нормальным.
Возможно, что создание этого министерства — очередная попытка создать ручное управление в северокавказских регионах, которое смогло бы, не обращая внимание на интересы и желания местных элит, отодвигать их от решения конкретных кадровых и экономических вопросов. Не совсем уверен, что вторая, а вернее уже третья попытка навести порядок на Северном Кавказе будет удачней предыдущих, но видимо, в Кремле решили, что в связи с серьезным сокращением доходов, настал час, когда для управления «князьями гор» придется использовать не только пряник, но и кнут. И это касается не только СК, но Крыма, для которого тоже создают отдельное министерство по делам Крыма, признавая тем самым, что местные руководители не способны самостоятельно решать стоящие перед ними задачи, ведь фактически эти министерства дублируют местную власть.
Генерал-губернатор
Ну а назначение целого генерала на пост полномочного представителя президента в беспокойном СКФО, дань исторической традиции. Кавказ, как считают в Москве последние 20 лет, уважает исключительно силу, золотые погоны с большими генеральскими звездами и командный голос. Никого не смущает тот факт, что за эти годы люди в погонах так и не сумели победить уступающих им сотни раз численно и технически небольшие отряды боевиков, которые, с переменным успехом регулярно устраивают войну, то в одном то в другом регионе СК, не говоря уже о терактах в российских городах и столице. Местные эксперты утверждают, что это назначение связанно исключительно с ситуацией на Украине и ожидаемой активизацией иностранных разведок на Северном Кавказе. Если эти опасения подтвердятся, тогда назначение военного вполне объяснимо. Кремль, возможно, ожидает со стороны потенциальных противников использование тех же методик, которыми так успешно пользовался сам последние полгода. Да и гражданскому министру Кузнецову может понадобиться силовая поддержка, хотя бы исключительно в демонстративных целях, для лучшего так сказать вразумления местных феодалов, привыкших считать себя подотчетными исключительно одному человеку в Кремле.
Жители Северного Кавказа, откровенно говоря, устали от всех этих пертурбаций, которые в принципе никак не влияют на их жизнь. Никто не возлагает никаких надежд на новых сибирских менеджеров и уж тем более не ждет от «генерал-губернатора» в обозримом будущем окончательной победы над вооруженным подпольем, а следовательно Кремлю не стоит опасаться разочарований в нем и его политике со стороны местного населения, озабоченного лишь тем, как бы им прокормить своих детей.