Анна Тимирёва больше известна как гражданская жена Александра Колчака, сыгравшего важную роль в истории России. Однако и без легендарного адмирала судьба Анны Васильевны заслуживает внимания — женщина была действительно неординарная. В этом году исполнилось сто лет с расстрела Колчака, а внимание к его личности лишь возросло. Ушли из жизни свидетели подлейшего обмана, из-за которого Колчак попал в ловушку, а верная Анна полжизни провела в лагерях.
Адмирал Колчак до встречи с Анной Тимирёвой был удачно женат на Софье, в семье подрастал сын Ростислав. Такая же спокойная семейная ситуация наблюдалась и в жизни Анны Васильевны. Однако встреча этих двух взрослых людей перечеркнула все прежние обязательства — вспыхнуло сильное чувство, сопротивляться которому было бесполезно.
Судьбоносная встреча Колчака и Тимирёвой произошла в 1915 году в Гельсингфорсе (сегодняшний Хельсинки), где в звании капитана 1-го ранга служил Анин супруг Сергей Тимирёв. После долгих метаний Анна решает оставить годовалого сына Володю на попечение своих родителей и развестись с мужем.
Колчак был постоянно в командировках: адмирал и океанолог общался со своей Анной письмами, сохраняя удивительно куртуазные отношения. Анна и Александр звали друг друга исключительно на «вы». В архивах сохранились многие письма Колчака, начинающиеся неизменным: «Милая и дорогая Анна Васильевна, я Вас больше чем люблю…».
Революция и начавшаяся Гражданская война еще более разделили влюбленных, однако Анна все же приехала к Колчаку в Сибирь, где к концу 1919 года под натиском красных войска адмирала Колчака отступали на Восток. В белое движение было втянуто слишком много союзников, которые при первом же намеке на преимущество РККА начали плести интриги, выторговывая себе авантажи. И уже 15 января 1920 года адмирал Колчак был предан белочехами, арестован и отправлен в иркутскую тюрьму.
Добровольный арест Анны поразил чекистов
Когда Чрезвычайная следственная комиссией начала допрос Колчака 21 января 1920 года, следователь Попов задал вопрос: «Здесь добровольно арестовалась госпожа ТИМИРЕВА. Какое она имеет отношение к вам?» Адмирал ответил, что она его давнишняя хорошая знакомая, которая просто хочет быть рядом с ним. Прозорливый Колчак не хотел подставлять Анну под удар, хотя она сама сразу дала понять, что желает быть с любимым рядом.
После ареста Колчака в Иркутске Тимирёва пришла в тюрьму и просила посадить ее в соседнюю камеру с Александром Васильевичем. Разумеется, в такой странной просьбе женщине отказали. Тогда она начала осаждать надзирателей, всеми правдами и неправдами передавая Колчаку предметы первой необходимости. Видя такое серьезное отношение, влюбленным разрешили переписку в незапечатанных конвертах. В одной из записок высокопоставленный арестант писал: «Все меня предали, одна Ваша любовь не знает измены».
Краткое следствие завершилось ожидаемо — 7 февраля 1920 года большевики расстреляли адмирала, но Анне Тимирёвой об этом сказали гораздо позже. Вернее, ей пришлось выбивать правду, в выданной справке скупо значилось: «Причина смерти – расстрел». Связь с Верховным главнокомандующим и открыто демонстрируемое чувство потом больно ударит по смелой женщине.
Семь арестов Анны Тимирёвой
Большевики не церемонились с родственниками белогвардейцев, так что Тимирёва 37 лет провела в тюрьмах, лагерях и ссылках. Лучшие годы жизни прошли не на свободе, сына воспитывали родственники. После смерти Сталина появилась возможность реабилитироваться, и Анна подала ходатайство, в котором указала: «Я была арестована в поезде адмирала Колчака и вместе с ним. Мне было тогда 26 лет, я любила его, и была с ним близка, и не могла оставить его в последние дни его жизни. Вот, в сущности, и все. Я никогда не была политической фигурой, и ко мне лично никаких обвинений не предъявлялось».
Но амнистии пришлось ждать аж до марта 1960 года, через полгода правительство назначило ей пенсию по старости. Анна Васильевна сумела сохранить себя, свою личность и идеалы даже в тюрьме. По возвращении в обычную жизнь она оказалась востребованной в театре и кино. Например, Тимирёва была консультантом по этикету на съемках легендарного фильма «Война и мир» Сергея Бондарчука (1961-1967), правда, в титрах не указана.
Седовласая статная Анна Васильевна никогда не сидела сложа руки, она пошла служить в театр. Семьи у нее не осталось: единственный сын Владимир был расстрелян в 1938 году после доноса о его якобы шпионской деятельности. Второй муж Владимир Книпер умер от инфаркта в 1942 году. После амнистии Анна Васильевна не может жить в столице, поэтому поселяется в тихом Щербакове (Рыбинск) Ярославской области. Образованной приятной даме предлагают работу бутафором в местном драмтеатре, и она с радостью соглашается.
Руки у Тимирёвой были золотые, а душа порывистой и юной — так о ней говорили коллеги и знакомые. Многогранно развитая Анна Васильевна превосходно рисовала, что в театре очень ценится. Фантазия и умение превратить подручные предметы в элегантную интерьерную вещь поражали воображение художников-коллег.
Анна Тимирёва снималась у Леонида Гайдая
Благородная женщина до седых волос сохранила осанку и живость взора. Ей было уже за семьдесят, когда она снялась у Леонида Гайдая в его «Бриллиантовой руке». Пусть и сиюсекундная роль в комедии легла в копилку жизни Тимирёвой. Была еще одна роль — у Сергея Бондарчука в «Войне и мире». Анна Васильевна играет пожилую великосветскую даму на первом балу Наташи Ростовой.
Незадолго до смерти Анна Васильевна посвятит единственной любви своей жизни такие строки:
Полвека не могу принять —
Ничем нельзя помочь
И все уходишь ты опять
В ту роковую ночь.
А я осуждена идти,
Пока не минет срок,
И перепутаны пути
Исхоженных дорог…
Но если я еще жива
Наперекор судьбе,
То только как любовь твоя
И память о тебе.
Анна Васильевна Книпер-Тимирёва пережила своего адмирала на 55 лет, ее похоронили на Ваганьковском кладбище рядом с родными людьми.