Дочь поэта Пушкина Мария прожила очень долгую жизнь, насыщенную событиями, окруженная надежными друзьями. Но последние годы жизни для Марии Гартунг (урожденной Пушкиной) прошли исключительно сложно. А человек был прекрасный во всех отношениях, отмечали современники. Что же произошло в судьбе наследницы Александра Сергеевича, что она умерла так страшно — от голода?
О Марии Александровне Гартунг всегда отзывались хорошо: «Редкостная красота матери смешивалась в ней с экзотизмом отца, хотя черты её лица, может быть, были несколько крупны для женщины». Но именно эта неординарность черт легла в основу внешнего облика главной героини романа Льва Толстого «Анна Каренина». Писатель и дочь поэта познакомилась в Туле, на одном из приёмов, и Лев Николаевич мгновенно оценил изысканный образ Гартунг. Узнав, кто ее отец, Толстой сразу же среагировал: «Да, теперь я понимаю, откуда у неё эти породистые завитки на затылке!»
Так что внешним образом Каренина обязана дочери Пушкина, отмечала свояченица Толстого Т. Кузминская.
Дочь Пушкина всю жизнь вдохновляла окружающих
Мария была старшей дочерью Александра Сергеевича — она родилась 19 мая 1832 года в Петербурге, так что успела сохранить хотя бы детские воспоминания о прославленном отце. Маша училась в привилегированном Екатерининском институте, с ней и её братьями серьёзно занимались рекомендованные друзьями отца педагоги. По окончании института мадемуазель Пушкина была высочайше пожалована во фрейлины Марии Александровне, жене императора Александра II.
При дворе Мария заслужила одни похвалы: ее изящество, тонкий ум и врожденное достоинство вдохновляли многих. Женщины старались ей подражать, а мужчины вились вокруг. Кавалеры изо всех сил надеялись на благосклонный взгляд дочери Пушкина — экзотического цветка российского высшего света.
Трагедия в личной жизни не сломила дух Марии Гартунг
Личную жизнь Мария Александровна наладила в 28 лет, именно тогда она решила, что готова к замужеству. Независимый нрав Маши очень расстраивал ее мать, но характер не перекуешь. Супругом дочери Пушкина стал генерал-майор Леонид Гартунг, управляющий Императорскими конными заводами в Туле и Москве.
Брак был бездетным, но благополучным. Однако в 1877 году генерала незаслуженно обвинили в краже векселей и других ценных бумаг некоего Занфтлебена — процентщика, обязанности душеприказчика которого взял на себя Гартунг. Леонид Николаевич пал жертвой подлых интриг, а суд признал его виновным.
Гибель мужа стала страшным ударом для Марии Александровны, она ни на секунду не поверила в выдвинутые обвинения и защищала его, как львица. До конца своих дней она осталась верной мужу. Жила у родных, помогала воспитывать детей и принимала активное участие во всём, что было связано с её отцом и памятью о нём.
Революция уничтожила Марию Гартунг
Революция 1917 года стала испытанием для всех. Развал всего и вся гнал людей в столицу, где можно было прокормиться. Мария сняла крохотную меблированную комнатку в старом центре Москвы, а правительство большевиков уже хлопотало о пенсии для дочери поэта Пушкина.
Будучи пожилой дамой, Мария Гартунг слабела на глазах: слом привычного общественного уклада больно ударил по светской даме. В 1917 году ей было за восемьдесят, но о ее благополучии хлопотали друзья.
Сразу после революции баронесса Мария Дмитриевна Врангель (мать Петра Врангеля) получила письмо от сводной сестры Марии Александровны. Дочь Натальи Гончаровой от второго брака, Александра Петровна Ланская, просила помочь Марии, устроив ее на какую-нибудь должность.
К мадам Врангель, которая и сама была не особо угодной новой власти, всё же прислушались. В конце 1918 года нарком просвещения Анатолий Луначарский ходатайствовал о персональной пенсии для Марии Александровны Пушкиной, «учитывая заслуги поэта Пушкина перед русской художественной литературой». Комиссия жилсовета посетила комнатушку будущей пенсионерки, засвидетельствовав, что она в свои 86 лет Гартунг находится в здравом уме и трезвой памяти.
Было проведено заседание народного комиссариата по просвещению, с повесткой «Об обеспечении дочери А.С. Пушкина Марии Александровны Гартунг». Постановление гласило:
а) ассигновать М.А. Гартунг одноразовую выплату в 2400 рублей;
б) ходатайствовать в наркомат соцобеспечения о предоставлении ей убежища.
Уже 29 января 1919 года утверждено решение «назначить М.А. Гартунг субсидию в размере 1000 рублей в месяц за счёт литературно-издательского отдела». Увы, но Мария Александровна 7 марта 1919 года скончалась, получив свою пенсию всего лишь один раз.
Поговаривали, что дочь Пушкина умерла от голода, но, вероятнее всего, новая реальность просто добила нежную душу. До конца своих дней Мария Александровна в любую погоду приходила к памятнику Пушкину на Тверском бульваре — на свидание с отцом, который стал легендой не только для нее, но и для всего русского народа.