С одной стороны, мы наблюдаем яростные опровержения официальных лиц по поводу того, что девальвация 2014 года была «рукотворной», то есть следствием целенаправленных действий Центробанка России и Минфина страны. На этой неделе такие опровержения в очередной раз прозвучали со стороны руководства ЦБ и Министерства финансов России. Тогда получается, что процесс был неуправляем?
С другой стороны, те весьма странные действия, которые происходили вокруг валютных торгов в России в последние два месяца, наталкивают на мысль, что произведенная девальвация все же является в значительной степени «конспирологической операцией», осуществленной пулом официальных российских госучреждений под кураторством Кремля.
Бюджет ведь дороже каких-то людей
Что это за странные действия? Центробанк отвечает за устойчивость национальной валюты, но вдруг в январе ЦБ России громогласно заявляет (хотя он не должен был этого делать), что отпускает рубль в свободное плавание и поддерживать его валютными интервенциями не будет. Это буквально прозвучало как приглашение к участникам валютного рынка принять участие в опускании рубля. Или другой пример. В разгар атак на рубль минфин вдруг сообщает, что будет на валютном рынке ежедневно закупать доллары и евро. То есть, опять фактически подстегивало ослабление национальной валюты. (Если бы была другая цель, то валюта закупалась бы напрямую из Центрального банка.) О других странностях – ниже.
Судя по всему, операция «Девальвация» готовилась и разрабатывалась еще с середины прошлого года. Формальной и полуофициальной целью по такому гипотетическому «опусканию рубля» является стремление простимулировать национальную экономику и не допустить возможной рецессии.
Смысл в следующем. Рубль девальвируется, импортные товары дорожают, спрос российских потребителей на них падает, и тогда отечественные производители получают возможность захватить больший сегмент российского внутреннего рынка. Дальше внутреннее производство начинает расти, импортозамещение расширяется. Экономика выходит из рецессии, начинается устойчивый рост.
Однако ни в январе, ни в феврале официальные лица такой сценарий фактически уже не затрагивали, именно потому, что сама эта цель была по сути отвлекающей. Ведь девальвация способствует расширению производства и усилению импортозамещения при сочетании нескольких факторов. Ослабление национальной валюты должно произойти достаточно неожиданно и в значительных масштабах, отток капиталов при этом должен быть незначителен, а самое главное — национальное производство должно предоставлять более или менее конкурентоспособные товары на внутренний рынок.
Сейчас многое произошло не так. О планируемой девальвации знали многие и давно, участники рынка имели возможность к ней подготовиться. Значительное число финансовых менеджеров подозревали об особых подводных камнях этой операции. Неопределенность росла, что выразилось в ускорении бегства капиталов из России. За два месяца из страны ушло больше финансовых ресурсов, чем за последние полгода 2013 года. А самое главное – российская промышленность в настоящее время не может предоставить более дешевые, конкурентоспособные заменители. Ну, предположим, вырастет к концу года цена на импортные электронные товары на 10 – 15 процентов. Ну, и что? Покупатель же не бросится на поиски российских аналогов, поскольку на рынке их просто нет и не будет в обозримом будущем. Следовательно, он будет по-прежнему покупать импорт, платя больше. Но, тогда рост инфляции в этом случае, становится неизбежным.
Девальвация: кто знал, тот в дамках
Гораздо более важной задачей в операции «Девальвация» является наполнение государственного бюджета. В 2013 году, в связи с ухудшением экономической ситуации, усилилась проблема дефицита госбюджета. Более того, и на этот год дефицит был запланирован в размере 390 миллиардов рублей. Однако в результате девальвации минфин зафиксировал существенный профицит в размере 9,3 процента ВВП. Поэтому, министр финансов Антон Силуанов был одним из тех субъектов, которые получили максимум от девальвации рубля, и он собственно и не скрывал своей скупой финансовой радости от этого факта.
Снижение курса национальной валюты к доллару на каждый рубль добавляет российскому бюджету около 180 миллиардов рублей. Это означает, что если к концу года за доллар будут давать 38, 5 рублей, то казна дополнительно получит почти один триллион рублей. То есть, девальвация рубля в условиях все более и более вероятной рецессии российской экономики существенно облегчит положение федерального бюджета. Но, при этом эксперты отмечают, что российские регионы, не получающие экспортных доходов, а таких абсолютное большинство, от девальвации ничего не приобретут, а их зависимость от федерального центра только усилится.
Однако и интересы федерального бюджета, судя по всему, еще не самое загадочное во всех событиях на валютном рынке и около него, которые развернулись с конца декабря 2013 года.
Ведь если смотреть на все с точки зрения нормального спекулянта, который хотел заработать, то сразу становится ясно, что кто-то действительно хорошо заработал. Обладая инсайдеровской информацией или «работая в команде», можно было в декабре купить, например, доллары на один триллион рублей, а в феврале, продав, заработать сто миллиардов рублей. Самый главный вопрос в том, как получить на руки такие большие суммы для масштабных спекуляций? Здесь может помочь только Центробанк, обладающий такими ресурсами. Самый популярный и легитимный способ для соответствующих банков, приближенных к российскому ЦБ, получить кредит под залог собственных ценных бумаг — так называемые операции РЕПО.
И вот что получается. Возьмем только январь. В этом месяце, в разгаре девальвации рубля ЦБ провел три аукциона РЕПО, на каждом из которых в среднем были предоставлены краткосрочные кредиты на сумму 2,5 триллиона рублей. То есть, всего на сумму в 7,5 триллиона. Для сравнения, в прошлом году, в январе 2013 года объем таких еженедельных аукционов колебался в пределах 1 – 1,3 триллиона рублей. То, есть в январе нынешнего года объемы предоставляемых кредитов возросли более чем два раза. Почему возросли, думаю понятно всем.
Но не подумайте, что это какая-то уголовщина. Нет, все в рамках закона. Соответствующие кредиты РЕПО получили два вида банков. Во-первых, госбанки, прежде всего, Сбербанк, которые непосредственно финансировали подготовку Сочи. Во-вторых, приближенные к государству частные банки, которые опять таки оказывали спонсорскую помощь Олимпиаде в Сочи.
Таким образом, проект «Девальвация» имел целью возместить, хотя бы частично, финансовые потери, приближенных к Кремлю финансовых институтов.
Однако здесь на казалось бы безоблачном горизонте появляются две тучи — две достаточно сложные проблемы.
Во-первых, вся эта операция по ослаблению рубля неминуемо скажется на жизненном уровне граждан России. Ничего просто так не бывает и за все надо платить! Только за счет январско-февральской девальвации инфляция за год вырастет на 7-9 процентов. Это по официальным данным. На самом деле, будет гораздо «веселее», учитывая и начавшийся рост безработицы, и фактическое снижение заработной платы во многих отраслях, и т.д.
Во-вторых, сможет ли Центробанк России сдержать начавшуюся девальвационную волну, учитывая и нынешние события в Украине, и возможное снижение мировых цен на нефть, и перспективы резкого ухудшения внутриэкономической ситуации. А вот это уже не ясно, потому что многие факторы, например, Украина, ни ЦБ, ни Кремлю не подчиняются. Но мы очень скоро получим ответ.
Если в ближайшие две-три недели ведомство Набиуллиной сможет зафиксировать и сдерживать курс на уровне 36 – 36,5 рублей за доллар и 49,5 – 50 рублей за евро, то можно будет признать, что ЦБ имеет рычаги воздействия на валютный курс и что операция «Девальвация» на время закончилась. Если же нет, то ситуация может к концу года превратиться в достаточно плачевную.
Герои
В рамках проекта «Девальвация» сформировались и присутствовали два аппаратно-бюрократических альянса. С одной стороны, это тандем главы Центробанка Набиуллиной и руководителя Министерства экономического развития Улюкаева против тандема министра финансов Силуанова и помощника Президента РФ Белоусова. Набиуллина и Улюкаев резко выступали против искусственной девальвации рубля, которую наоборот поддерживали Белоусов с Силуановым. Арбитр этого бюрократического столкновения В.В.Путин стал на сторону форейторов девальвации, назначив ответственным за операцию Центробанк. Силуанов и хитроумный Белоусов оказались как бы ни причем.
Но, при этом никто из этой великолепной пятерки не знает, какими будут курс рубля и показатель инфляции даже через несколько месяцев.
Шамиль Султанов, политолог.