Праздники и приметы
Во всем мире 5 декабря 2024 года отмечают национальный японский праздник «День ниндзя»
- Юрий Хворостов
- Тема: Праздники
5 декабря во многих странах отмечают необычный и интересный праздник – День ниндзя. Этот национальный японский праздник стал популярен на Западе после выхода фильма «Последний самурай». Традиции Дня ниндзя просты: люди надевают костюмы ниндзя, пытаются освоить хотя бы одно из их боевых искусств и рассказывают другим об искусстве ниндзюцу.
Исторические корни Дня ниндзя
Всемирный День ниндзя, отмечаемый 5 декабря, — относительно молодой праздник. Его появление связано с выходом в 2003 году фильма «Последний самурай», который популяризировал японскую культуру на Западе. Благодаря интернет-сайту Ниндзя-бургер, праздник быстро завоевал популярность среди молодёжи. В отличие от международной даты, в самой Японии День ниндзюцу отмечается в феврале, с традиционными выступлениями мастеров и учеников этого боевого искусства.
Искусство ниндзюцу в японской национальной культуре
Ниндзя, хотя и ассоциируются с Японией, происходят из Древнего Китая. Ниндзюцу – это уникальное боевое искусство, предназначенное для подготовки идеальных шпионов и диверсантов. Название «ниндзя» означает «невидимый», «скрытный». Расцвет ниндзюцу пришёлся на XV век, эпоху японских междоусобиц, когда мастерство ниндзя – шпионов и диверсантов – достигло своего пика, демонстрируя высочайший уровень подготовки сенсеев.
Важно отличать ниндзя от самураев. Самураи следовали кодексу бусидо, требующему открытого боя и готовности к смерти. Ниндзя же ставили перед собой цель не только выполнить задание, но и выжить. Они использовали любые средства для достижения цели, не считаясь с моральными и религиозными ограничениями.
Основоположные правила искусства ниндзюцу
Философия ниндзюцу, древнего японского боевого искусства, кардинально отличается от традиционных воинских учений. Вместо стремления к господству и открытому противостоянию, она ставит своей целью минимизацию негативного воздействия на окружающую среду и достижение гармонии, пусть и достигаемой скрытными методами. Согласно ниндзюцу, абсолютное благополучие и безопасность недостижимы, так как любое человеческое действие нарушает естественный баланс природы. Поэтому главной задачей ниндзя становится не разрушение, а умелое приспособление к существующим обстоятельствам, искусное использование природных условий для достижения своих целей.
Обучение ниндзя строится на трех взаимодополняющих китах, формирующих целостную систему подготовки воина-теней: мастерское владение окружающей средой, эффективные боевые навыки и глубокая психологическая подготовка.
Первый блок фокусируется на использовании природных сил для достижения победы над противником. Ниндзя стремится стать единым целым с пятью стихиями – Водой, Огнем, Землей, Воздухом и Пустотой (символизирующей небытие, невидимость). Это не просто метафорическое слияние, но и глубокое понимание природных законов, умение использовать ландшафт, погодные условия, а также маскировку и скрытность для достижения тактического преимущества и обеспечения невидимости.
Второй блок охватывает боевые искусства. Ниндзя совершенствует свое тело и дух, осваивая тайдзюцу – искусство рукопашного боя – и бу-дзюцу – владение различными видами оружия. Эти навыки предназначены не только для уничтожения врага, но и для быстрого и эффективного решения задачи с минимальными потерями. Приоритет отдается молниеносным, точным и смертоносным действиям.
Третий и не менее важный блок – Нимпо-миккё – психологическая подготовка, развивающая внутреннюю силу и выносливость воина. Нимпо-миккё нацелена на мобилизацию внутренних ресурсов организма, контроль над эмоциями и развитие стойкости к физическим и психологическим нагрузкам. Она помогает ниндзя сохранять хладнокровие и эффективность в самых экстремальных условиях.
Внешне ниндзя узнаваем по своему характерному обмундированию: маскировочные костюмы, состоящие из куртки, штанов, пояса и маски, предназначены для слияния с окружающей средой. В арсенале ниндзя присутствует традиционное оружие, но, в отличие от самураев, они не брезговали использовать яды и другие подлые, но эффективные средства для достижения победы. Это подчеркивает прагматичный и результатоориентированный подход философии ниндзюцу, где цель оправдывает средства, но при этом стремление к минимальному нарушению природной гармонии остается неизменным принципом.