Закрыть

Праздники и приметы

Ближнему Востоку пора распрощаться со сверхдержавами

 

«Арабская весна», начавшаяся три года назад, прорвала политический тупик в арабском мире, дав волю  процессу  перемен. Процесс этот оказался трудным, и его влияние не ограничилось лишь теми странами, где произошли революции. Оно затронуло все государства региона, пошатнув саму основу региональных отношений.

«Арабская весна» повлияла на структуру осей, доминировавших  на Ближнем Востоке в течение последних двух десятилетий. Ось умеренности ослабла с падением режима Хосни Мубарака в Египте, союзного Саудовской Аравии и близкого к Западу. Другая ось —  сопротивления — рухнула с началом сирийской революции против режима Башара Асада, сильнейшего союзника Ирана в регионе.

С распадом системы осей регион оказался загнан в состояние неустойчивости появлением новых игроков, начиная с политических исламских движений, а также растущим влиянием Турции.

На международном уровне, воцарившееся на Ближнем Востоке смятение повлияло на политику Америки и Европы, кажущихся нерешительными и встревоженными, по отношению к арабскому миру.  Это явно отразилось на их позиции по сирийской революции и нежелании поддержать сирийских повстанцев.

Между тем, Россия выиграла от этого состояния нестабильности, смогла выработать более четкую и более последовательную политику, и поддерживала режим Асада во всех аспектах, а также препятствовала принятию международных резолюций, осуждающих сирийский режим. Кроме того, ей удалось предотвратить военный удар США по Дамаску, предложив соглашение о химическом разоружении. После этого политического маневра Россия стала выглядеть  влиятельной, а ее  политика — дальновиднее, чем у Запада.

Кроме того, последние несколько месяцев 2013 года принесли новые стратегические перемены: военный  переворот в Египте против демократически избранного президента подтолкнул регион к дальнейшей фрагментации. Последние пять месяцев показали, что Египет вовсе не смирился с переворотом, и движется к политической дезинтеграции и экономическому краху.

Учитывая, что Египет является крупнейшей и наиболее влиятельной арабской страной,  последствия происходящих там волнений будут и дальше препятствовать переменам; если, конечно, события в Египте не примут более кровавый и жестокий оборот.

Однако главное стратегическое изменение равновесия сил на Ближнем Востоке станет яснее в ближайшие нескольких лет —  если США и Иран смогут разрешить ключевые противоречия, главным образом, ядерную проблему и отношения Ирана с Израилем.

До сих пор эти переговоры выглядели оптимистично. Страны региона переживают наиболее волнующую фазу, по мере усиления влияния Ирана, связанного с некоторым ослаблением влияния США. Это беспокоит арабский мир. До тех пор, пока не прорисуется  новый пейзаж, все действия стран региона следует рассматривать через призму этого глубокого страха.

Главная проблема Ближнего Востока в том, что со времен Первой мировой войны он зависит от иностранных сил, и до сих пор не смог создать региональный баланс, основанный на  интересах стран самого региона.

Таким образом, события последних десятилетий отражали  интересы сверхдержав и равновесие сил в глобальной политике. Но последние несколько лет доказали, что зависимость Ближнего Востока от международных сил больше не продуктивна.

Очевидно, настало время жителям региона подумать о новой стратегической модели, основанной на географических и исторических фактах и обеспечивающей стабильность и безопасность для всех стран Ближнего Востока, что не так уж  невозможно. Демографическое слияние наций региона, взаимные экономические интересы и глубокая историческая память будут подходящей и прочной платформой для такого проекта.

Вадах Ханфар, президент форума «Аль-Шарк», бывший генеральный директор телеканала «Аль-Джазира». Английский вариант статьи опубликован на сайте huffingtonpost.com.


Выбор читателей


Расскажите друзьям. Поддержите сайт в соцсетях