Для справки, «стагфляция» — это сочетание остановки экономического роста и деловой активности в сочетании с ростом до 10 % индекса потребительских цен или галопирующей до 15-20% инфляции и безработицы.
Итак, профессиональный диагноз был почему-то поставлен, хотя и не без оснований. В 2013 году инфляция потребительских цен в России, по официальным данным, составила 13%. Экономический рост фактически остановился, и страна уже несколько кварталов находится в состоянии рецессии. За прошлый год отток капитала из России составил почти 68 миллиардов долларов. С 1 января 2014 года ЦБ отпустил рубль в свободное плавание, и за двадцать дней национальная валюта девальвировала почти на четыре процента. И это, скорее всего, только начало: та же Юдаева открыто сказала, что девальвация в нынешнем году теоретически может составить 25-30 процентов. Это означает, что в декабре цена доллара может дойти до 38-39 рублей. Хотя сейчас безработица в стране достаточно низкая – около 6 %, при дальнейшем ухудшении ситуации к осени даже официально зафиксированная безработица может возрасти до 10-12%.
И вот здесь возникает несколько интересных вопросов. Первый и самый главный вопрос – сможет ли сохранить Кремль в случае продолжения такого негативного сценария управленческий контроль над экономикой? Помните, как Горбачев и Рыжков окончательно потеряли возможность влиять на социально-экономическую ситуацию в стране к середине 1989 года, когда очень многие стагфляционные признаки вдруг появились в советской «социалистической» экономике. И только огромное количество набранных Горбачевым на Западе кредитов позволили СССР просуществовать еще два года.
Второй, тесно связанный с первым, вопрос – а почему вообще Юдаева вдруг сделала свои сенсационные заявления? Ведь любые негативные высказывания такого высокопоставленного аппаратного лица могут только усугубить положение. Вряд ли на Юдаеву снизошло внезапное умопомрачение…
МБХ — это соломинка для утопающего ВВП?
Так вот, судя по всему, реальных альтернатив нет. В Кремле и правительстве доминирует точка зрения, что социально-экономические процессы в ближайшие годы – с учетом неминуемого снижения цен на нефть — будут развиваться по наихудшему сценарию. Хотя, конечно, развала страны в нынешнем году точно не будет.
В условиях надвигающегося «девятого вала» не только, кстати, экономических проблем, уже в этом году возникнет обязательный аппаратный вопрос – кто виноват? ЦБ через Юдаеву заранее сигнализирует – мы лишь исполнители и выполняем согласованную точку зрения, хотя, может быть, с ней и не согласны. И это логично: ведь главная задача ЦБ — не допускать критического обесценения национальной валюты.
А, теперь еще один вопрос – как со всем этим связано неожиданное освобождение Ходорковского, событие, которое в некоторых российских силовых структурах было встречено с большим непониманием?
Путин – очень умный политик, и он не будет принимать важных решений исходя только из одного-единственного обстоятельства, тем более, лежащего на поверхности. Ну, например, такого: «Ходора освободили по причине приближающейся Олимпиады в Сочи». Или, «Путин внезапно пожалел Ходорковского». Нет, ВВП – жесткий прагматик, и он обязательно будет принимать в расчет некоторую комбинацию факторов. Обо всех этих очень интересных моментах можем поговорить в следующий раз, а сейчас остановимся только на взаимосвязи «Ходорковский – приближающийся российский кризис».
Недавно бывший сиделец побывал в Израиле, где находятся его старые друзья по ЮКОСу, кстати, объявленные в международный розыск. В том числе и Л.Невзлин. И уже после того, как Ходорковский улетел назад в Швейцарию, Невзлин дал весьма интересное интервью обозревателю телепередачи «От шабата до шабата». Судя по всему это интервью было «заказным», и заказал его сам Невзлин. Причем, даже сам Ходорковский здесь отошел на второй или даже третий план. Главным стал мессидж Невзлина неким анонимным адресатам в России.
Как известно, уже десять лет бывшие владельцы ЮКОСа ведут в международных судах тяжбу против России, требуя около 100 миллиардов долларов за, как они утверждают, «незаконную конфискацию кампании». Дело это стало резонансным для всего глобального финансового сообщества, где правят бал вполне определенные лица.
Суть этого телеобращения заключается в следующем. Во-первых, Невзлин публично подтвердил, что именно он является ключевой юридической фигурой в группе бывших владельцев бывшего ЮКОСа.
Во-вторых, что он, Невзлин, готов пойти на компромисс с Сечиным – президентом «Роснефти», и стоящим за ним Путиным. Причем готов пойти на очень серьезные уступки.
В-третьих, он, Невзлин, не претендует на возвращение в Россию, не претендует на возобновление там бизнеса, поскольку ему и в Израиле очень хорошо.
Таким образом, главными адресатами этого мессиджа должны были стать (и скорее всего и стали) ВВП и Сечин.
Ходорковский – наш человек в мировом правительстве?
Итак, возможный смысл всей комбинации с освобождением Ходорковского и скорого выхода Платона Лебедева заключается в следующем. Путину, который за последние несколько лет изрядно испортил свои отношения с Западом, нужен некий значимый посредник на случай возможных негласных переговоров с глобальными финансовыми кругами. В нынешней внутриполитической ситуации в России ни Кудрин, ни Чубайс такими посредниками по определению быть не могут.
Ходорковский, с учетом его бэкграунда, почти идеальная фигура. Потому-то он искренне и заявил, что ни бизнесом, ни политикой он заниматься не будет. И понятно почему: стать главным посредником для нормализации отношений между Путиным и Фининтерном, в случае драматического развития событий — это гораздо перспективнее, чем возглавлять какие-то партии, рваться зачем-то в импотентную Госдуму…Кстати, в этой же связи понятно, почему был так доволен своей декабрьской встречей с ВВП израильский премьер Нетаньяху.
…Но это только возможная версия. Лучше следить внимательно за перемещениями Ходорковского и Невзлина в ближайшие несколько недель, и возможно многие вещи еще более прояснятся.