Закрыть

Праздники и приметы

Осужденные египтянки готовы к новым протестам

 

18-летняя студентка университета Айн Шамс была осуждена за мирную акцию протеста 27 ноября. Семеро участниц акции были несовершеннолетними, младшей из них — всего 15 лет.

В субботу апелляционный суд смягчил приговор: младшим —  трехлетний испытательный срок, взрослым — год условно. Женщин освободили, предупредив  не нарушать больше закон.

Но Ола Эззат с подругами уже обсуждают планы новых протестов.

«Это наше право, и не такое, чтобы использовать его всего один раз», — заявила она в интервью «Аль-Джазире».

Как и родные, она  открыто поддерживает свергнутого военными Мухаммада Мурси,  и уверена, что «законный демократический президент» обязательно вернется к власти.

В гостиной у Эззатов на видном месте висит нарисованный карандашом  портрет основателя «Братьев-мусульмна» Хасана аль-Банны.

Политика тесно переплелась с повседневной жизнью этой семьи. Брат Олы участвовал в лагере протеста  на площади Рабаа аль-Адавия в поддержку Мурси, где в августе силами безопасности были расстреляны сотни людей.  Несколько друзей погибли у него на глазах.

Еще четыре ее родственника находятся в тюрьме, в том числе двоюродный брат и дядя; обвинения им до сих пор не предъявлены.

«Мы должны делать это, в память о мучениках Рабаа. У каждого кто-то из родных погиб или арестован», – объясняет Ола  свою готовность участвовать в новых протестах.

Политический приговор

Обстоятельства этого дела широко критиковали не только сторонники Мурси, но и правозащитники, и противостоящие «Братьям-мусульманам» политические фракции. Даже такие политики, как Хамдид Саббани, сторонник бывшего президента  Насера, поддерживающий военных кандидат на  выборах следующего года, публично призвал к прощению.

Многие сравнивали этот процесс с громким делом об  убийстве полицией александрийского бизнесмена Халеда Саида. Вспыхнувшие тогда протесты переросли в революцию 2011 года.  При этом полицейские, зверски забившие бизнесмена до смерти, получили  всего по 7 лет.

«Это был в первую очередь политический вердикт, — считает Амр Исмаил член организации Египетская инициатива за личные права. — Правительство не ожидало такой реакции на первый приговор. Были шокированы даже оппоненты «Братства».

Протест 31 октября был первой акцией группы под названием «7 утра», организованной чтобы привлечь внимание людей, спешащих на работу или на учебу.

Девушек обвинили в том, что они блокировали главное прибрежное шоссе Александрии.  Эззат это отрицает, отмечая, что они стояли на обочине.

Государственные СМИ  сообщали, что участницы акции были вооружены, не  представляя никаких  доказательств. Их также обвинили в повреждении частной собственности, единственным свидетельством чего стала  поцарапанная стеклянная дверь соседнего здания. Убытки были оценены в 50 египетских фунтов — около 7 долларов.

«Даже не было доказано, что убытки причинили именно они, — говорит Амр Исмаил. — По словам свидетелей, дверь поцарапали мужчины».

Айман аль-Даби, один из защищавших девушек адвокатов, считает, что  столь суровый приговор должен был запугать их и отбить всякую охоту участвовать в протестах. «Но этот план сил безопасности провалился», — отмечает он.

«У нас не было слов»

Родители Эззат говорят, что поначалу даже не отнеслись к суду всерьез — из-за огромной разницы между предъявленным обвинением и свидетельствами.

«Сначала я подумал, что это шутка, и их отпустят через несколько часов, — вспоминает ее  отец Аля Эддин. —  Потом я спросил полицейского, что случилось, и он ответил: «Эта девушка опасна, она преступница».

Первые двое суток после ареста  девушек продержали в Александрии, в грязной замусоренной камере. «Полицейский спросил, состоим ли мы в «Братьях-мусульманах»,  и мы сказали, что конечно состоим, и это наше право, — рассказала Ола. — Полицейский сказал, что мы просто не понимаем, и против нас готовится большое дело».

Позже  их перевели в тюрьму города Даманхура, в дельте Нила, и продержали там около месяца до суда.

«Идя в суд, мы предполагали, что нас осудят на год-другой, но услышав про 11 лет были шокированы, плакали, у нас просто не было слов, – говорит Ола Эззат. – Потом напал истерический смех, мы просто не понимали, что происходит».

Примерно такой же была реакция общественности,  особенно когда  газеты опубликовали фотографии из зала суда, где девушки стояли  за решеткой в тюремных одеждах и  белых платках.

Советник временного президента Адли Мансура заверил журналистов, что после рассмотрения апелляции они будут помилованы. Однако никакого помилования обвиняемые не дождались, и теперь, в случае нового ареста, испытательные сроки превратятся в реальные.

И все же родители Олы решили не запрещать ей участвовать в новых протестах.

«Когда все это случилось, я очень расстроился. Сердце мое обливалось слезами из-за дочери, — говорит ее отец. – Но из-за того, что происходит в Египте, я ее поддерживаю».

Английский вариант статьи опубликован на сайте aljazeera.com


Выбор читателей


Расскажите друзьям. Поддержите сайт в соцсетях