Проект амнистии, в котором отдельной статьей прописаны военнослужащие, распространяется и на участников боевых действий на Северном Кавказе, подчеркивает член Совета по правам человека Павел Чиков.
По статье «Превышение должностных полномочий» судят обычно сотрудников органов внутренних дел, совершивших преступления в отношении подследственных, а также армейских офицеров, уличенных в неуставных отношениях с младшими по званию.
Но именно воевавшие в прошлом на Кавказе полицейские проявляют особую жестокость при применении «незаконных методов дознания», отметил он, сославшись на данные «Комитета против пыток».
«Они становятся идеологами практики пыток повсеместно в отделах полиции в России», — заявил член СПЧ.
Тем не менее, на таких осужденных, как на участников боевых действий, может распространяться амнистия, проект которой обсуждался в Совете по правам человека во вторник, накануне годовщины Первой Чеченской войны.
Правозащитники опасаются, что под амнистию, приуроченную к 20-летию российской конституции, попадут фигуранты получившего широкую огласку дела о пытках в казанском ОВД «Дальний».
В марте 2012 года сотрудники этого ОВД замучили до смерти жителя Казани, насилуя его бутылкой из-под шампанского. Начавшееся следствие выявило еще много случаев насилия и пыток, творившихся в «Дальнем».
Главным обвиняемым в этом деле оказался бывший начальник уголовного розыска ОВД Айнур Рахматуллин. Как утверждают в один голос и потерпевшие, и другие сотрудники полиции, именно он придумывал изощренные пытки, осуществлять которые помогали подчиненные.
Следствием установлено, что в прошлом Рахматуллин неоднократно бывал в командировках на Северном Кавказе. Как «участник боевых действий», по новой амнистии он вполне может быть освобожден от ответственности, полагают члены СПЧ.
«Определенная психологическая деформация личности» наблюдается у многих из тех, кто воевал на Кавказе, признает заместитель председателя Общественного совета при ГУ МВД России по Москве Антон Цветков.
Это «вина, наверное, нашего государства, что оно не смогло им оказать достаточную социальную и психологическую реабилитацию», — заявил он в эфире радиостанции «Коммерсант ФМ».
Тем не менее, чиновник назвал проект амнистии «взвешенным и сбалансированным».
«Я его полностью поддерживаю, и мы благодарны президенту за то, что участникам боевых действий посвящена отдельная строка», — сказал он.
Глава Совета при президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека (СПЧ) Михаил Федотов также поддержал предложение правозащитников не распространять амнистию на силовиков, превысивших свои должностные полномочия.
«Перечень составов преступлений, на которые амнистия не должна распространяться, может быть расширен за счет тех преступлений, которые совершены с применением насилия. Я имею в виду ст. 302 ч. 2 (принуждение к даче показаний с применением пытки), мы подписали конвенцию по борьбе с пытками, разве можно потворствовать?», — отметил Федотов.