Закрыть

Колонки

Ищите женщину — улема

 

Тем не менее, в свете высших целей ислама — личного достоинства, целостности, самостоятельности, развития, образования, интеллекта, социального обеспечения, здравоохранения и внутреннего равновесия (говоря лишь о самом существенном, что мы можем  извлечь из шести высших целей, «аль-макасид аль-дарурия») — можно понять, что целый ряд правил логически явно устанавливает статус женщин как представительниц человеческой расы. Их духовные поиски признаются частью существования  и развития, как и у мужчин, и образование является одним из обязательных требований: «Поиски  знаний — обязанность каждого мусульманина или мусульманки». Признанная  самостоятельность женщин выражается в праве приобретать имущество и товары, и распоряжаться ими по достижении  зрелости, не отчитываясь ни перед кем (родителями или мужьями), а также сохранении своей фамилии при вступлении в брак.

На более личном уровне, как мы видим, признание их права на сексуальное удовольствие, их выбора в отношении брака, развода, контрацепции и даже аборта создает основу (как на практическом, так и на теоретическом уровне) для  углубленного дискурса о женщинах как личностях, об их статусе, автономии и законных чаяниях – прежде чем начать обсуждение  их прав в рамках семьи и социальных функций.

Страшно далеки они от народа

Ученые были далеки от таких соображений, когда приступили к толкованию вопросов права. Заинтересованные нормативно-правовой базой, они в основном сосредоточились  на функциях. Кроме того, они находились под влиянием культуры, определявшей отношения между полами и  представления о нормальном положении женщин в традиционном  и патриархальном восточном, арабском (а также персидском или азиатском) обществе. Чтение ранних комментариев таких великих ученых, как аль-Табари, аль-Рази или аль-Куртуби ясно показывает, что они действительно были частью определенной культуры, и  их замечания о женщинах — их роли и том, как к ним следует относиться – являются результатом окружающей культуры в не меньшей, а то и большей степени, чем критического прочтения первоисточников.

Такое прочтение могло бы, в свете эволюции Откровения на протяжении 23 лет,  поведения Пророка (мир ему) и четко определенных целей Послания, и дальше предлагать пути освобождения женщин, если бы ранние толкователи не ограничились формальным буквализмом,  определением одних лишь  прав и обязанностей, и  принятием существующих обычаев.

Мужчины, первые  читатели и толкователи священных  текстов,  не чувствовали потребности в этом, в то время как женщины, которых непосредственно касались социальные реалии и возможные искажения текстов, не принимали участия в  разработке правовых  вопросов.  Малик Ибн Анас и Абу Ханифа могли смело комментировать свою среду, особенно в тех сферах, с которыми они были знакомы  изнутри, например, клановых отношениях или торговле. Однако они были неспособны на это в вопросах, касавшихся женщин, именно потому, что сами не были женщинами и не могли понять изнутри,  как сказываются на них  межличностные отношения и социальная динамика в целом.

Следовательно, мы должны на самом деле вернуться к первоисточникам, способам их прочтения и истолкования в свете тех условий, в которых они были явлены. Исламская правовая  мысль в том, что касается женщин – это, определенно, область, наиболее пострадавшая от двух явлений: буквалистского  сокращения и культурного проецирования. Откровение, в сочетании с примером Пророка (мир ему),  представляет собой божественную педагогику, заключавшуюся, на протяжении 23 лет и в соответствии с историческими условиями, в изменении менталитета ранних мусульман и подведении их к иному отношению к женщинам.

Освобождение женщины Востока-2

Исследования, принимающие во внимание  исключительно первоисточники, их суть, сравнения и хронологию, например, «Тахрир аль-мар’а фи аср ар-рисаля»  («Освобождение  женщин в эпоху  Откровения») ученого Абд аль-Халима Абу Шуккаха, показывают, что они представляют собой последовательный процесс освобождения, объясняемый глобальным видением послания и выводимыми из этого процесса целями («макасид»).

Следовательно, помимо прочтения текстов, следует изучать культурную среду того времени и понимать, на что эти тексты ссылаются и о каких вопросах в них говорится. Представляется, что практически во всех сферах женского бытия и деятельности в обществе, тексты первоисточников не только устанавливают запреты, но и открывают перспективы, которые могут быть поняты лишь в результате целостного, целенаправленного подхода. Можно заметить, что будь то в отношении к Богу, к вере или мечети; в  необходимости образования и самостоятельности — для себя и по отношению к другим; в том, что касается тела, сексуальности, брака и развода; относительно работы, денег, политики и даже войны Коран и пророческие хадисы занимают крайне новаторские  позиции,   очень открыто говорящие  о понимании социальной среды и диалектическом участии в ней.   Вопрос, таким образом, заключается уже не только в том, чтобы знать, что говорится в первоисточниках о  женщинах, но и  понимать, что они предлагали, защищали и предписывали в отношении существования и прав  женщин, в условиях того времени.

Текст, время, контекст

Отношения между первоисточниками и контекстом необходимо изучать — это позволит нам извлечь принципы и цели. Тексты не говорят сами по себе, учения нужно рассматривать как в синхронном, так и в диахроническом аспекте: крайне важно отношение ко времени, и обязательно должно учитываться  отношение к контексту. Буквалистское прочтение не способно  объяснить такие эволюционные процессы, и их тесную связь со временем и  условиями.

Концентрация  исключительно на содержании письменных источников, которая требуется прежде всего от факихов, способна  ограничить как содержание послания, так и его высшие цели. Некоторые из существующих текстов  иногда прочитываются и истолковываются без учета хронологии и контекста, а в результате некоторые «улемы» не могут решиться выразить четкие правовые мнения в свете высших целей.

Например, им следует высказаться о том, что  запреты  женщинам получать образование, работать, достигать финансовой самостоятельности и исполнять  социальную и экономическую роль, а также такие обычаи, как женское обрезание, принудительные браки, отказ в разводе или защите от домашнего насилия  —  абсолютно противоречат посланию ислама, проявлявшемуся в постепенном развитии (на протяжении более чем 23 лет) и поведению самого  Пророка (мир ему).

Но и это еще не все: такие четкие позиции необходимо дополнять  исследованиями различных социальных процессов, реальных или фигуральных отношений власти между мужчинами и женщинами,  проливающими свет на те сложные ситуации, в которых (во имя самой религии или неприятия ее) могут ущемляться права, проявляться дискриминация,  или одни формы отчуждения заменяться другими.

Женщины — первые жертвы такого ущемления прав, заключенных в сути священных текстов,  и тех препятствий, которые коренятся глубоко в социальной структуре.  Вот почему они должны обучаться исследованию первоисточников, приобретать навыки их истолкования и дополнять понимание принципов внимательным  размышлением о внешних условиях и логике дискриминации или отчуждения.  К таким вопросам, как право работать, полигамия, развод и наследование, нельзя подходить лишь через изучение того, что разрешают или не разрешают тексты. Подход может быть только целостный, продуманный в свете высших целей. Иначе  может быть искажена сама суть постановления («хукма»).

Каким  может быть смысл – в среде, где неограниченная полигамия была нормой — аятов и хадисов Пророка, которые резко ограничивают полигамию и ставят такие строгие условия, что некоторые ученые, в частности, ханбалитской школы,  могли  говорить о необходимости получения согласия первой жены, и утверждать, что она может воспротивиться этому в брачном контракте? Какова высшая цель моногамии и такого ограниченного принятия многоженства?

Полный спектр послания, от текстов до  условий и целей их появления, должен пониматься как единое целое. Буквалистское, строго правовое прочтение и истолкование, сделанное мужчинами,  по определению не может справиться с этой задачей и удовлетворить таким требованиям. Тут необходимы женщины, как в процессе прочтения текста, так и для изучения тех социальных условий, в которых они живут.

Тарик Рамадан, профессор Оксфордского университета, президент исследовательского центра в Брюсселе «Европейская мусульманская сеть». Английская версия текста опубликована на сайте gulfnews.com


Выбор читателей


Расскажите друзьям. Поддержите сайт в соцсетях