«Мы на стороне угнетенных, египетского народа. Мы на стороне тех, кто был на площади Рабаа аль-Адавия», — сказал он, выступая в черноморской провинции Трабзон.
«Мы никогда не уважали тех, кто совершал перевороты, и никогда не будем. Мы будем уважать волю народа, как в нашей стране, так и в мире. Именно поэтому мы будем деликатны в этом вопросе», — цитирует Эрдогана Today’s Zaman.
Напряженность между двумя странами, возникшая после свержения военными президента Мурси, заметно усилилась с середины августа, когда силовики расстреляли в Каире сотни сторонников «Братьев-мусульман».
В минувшую субботу Египет выслал турецкого посла, сократив дипломатические отношения до уровня поверенного в делах. Анкара ответила аналогичной мерой, объявив персоной нон грата давно покинувшего Турцию египетского посла.
Решение египетских властей было вызвано высказыванием Эрдогана, приветствовавшего отношение Мухаммада Мурси к суду, который пытается обвинить его в причастности к гибели демонстрантов год назад. В четверг турецкий премьер-министр отметил, что также не испытывает никакого уважения к тем, кто отправил под суд президента.
В своей воскресной речи Эрдоган выступил в защиту позиции турецких властей.
«В отношениях между государствами те, кто поддается эмоциям, окажутся проигравшими, — сказал он. — Мы действуем не под влиянием эмоций. Мы говорим, что место военных ясно, если у вас есть уважение к воле народа».
МИД Египта обвинил Анкару в постоянных попытках «направить международное сообщество против египетских интересов».
Временное ухудшение
Ответное заявление МИД Турции, опубликованное в субботу, возлагает вину за ухудшение отношений на временное правительство Египта, «которое пришло к власти в исключительных обстоятельствах».
Вице-премьер Турции Бекир Боздаг подчеркнул, что его страна занимает принципиальную позицию: не поддерживает «Братьев-мусульман» или Мурси, а остается на стороне демократии, прав человека, справедливости и воли народа.
Уверенность в преходящей природе дипломатического кризиса выразили турецкий президент Абдулла Гюль и министр иностранных дел Ахмет Давутоглу.
Гюль назвал Турцию и Египет «двумя сторонами одной медали в Средиземноморском регионе», отметив тесные отношения на протяжении всей истории их существования.
Давутоглу заявил, что принципиальная позиция его страны не повлияет на глубокие и дружеские отношения с египетским народом.
«Турецко-египетская дружба вечна. Эти дни пройдут, к власти придет правительство, которое уважает египетский народ, и турецко-египетские отношения достигнут более высокого уровня», — сказал министр.