Нафигула Аширов, сопредседатель Совета муфтиев России:
Предложение президента России очень разумно и его реализация могла бы внести неоценимый вклад в урегулирование проблем между местными жителями и мигрантами. Но при его реализации оно, думаю, будет встречать сопротивление части руководителей местных органов власти. Можно привести примеры. Как можно интегрировать приезжих людей или вести работу по их адаптации, не имея на то достаточное количество тех или иных центров, в том числе и религиозных? Ведь работа подобных исламских учреждений направлена именно на ознакомление мигрантов с традициями российских мусульман, которые в достаточной степени интегрированы в наше общество. В таких центрах, которые сегодня очень трудно создавать, приезжие могли бы иметь возможность общаться с единоверцами – гражданами РФ, изучать традиционную для мусульман России концепцию ислама. Не имея мечетей, не имея исламских культурных центров, не имея возможности таковые организовать, опять же не без сопротивления со стороны части чиновничьего аппарата, реализовать намерения нашего президента в ближайшее время вряд ли удастся.
Можно вспомнить недавнее заявление мэрии Москвы, в котором фактически открыто было сказано, что в Москве строительство мечетей не состоится. И что мигранты не нуждаются в мечетях, якобы, они должны только работать, есть и спать. Это не цивилизованный подход к существующей проблеме мигрантов и не только мигрантов, но и российских мусульман.
Я хотел бы сослаться на Европу, которую часто ругают. Там, помимо религиозных организаций, существует огромное количество исламских общественных центров, молодежных, женских объединений. Именно они занимаются просвещением, охватывая не только сугубо религиозные вопросы, но и ведя широкую общественную деятельность на благо всех. Такие центры также участвуют в решении вопросов, которые касаются защиты от произвола и чиновничьего беспредела, что тоже, к сожалению, актуально для нашей действительности.
Лилия Мухамедьярова, президент фонда «Солидарность»:
Мусульмане в России более всех солидарны со своими братьями – мигрантами, оказавшимися сегодня изгоями в обществе. И, конечно, предложение Владимира Путина об адаптации приезжих из Средней Азии воспримут с пониманием. В нашем фонде много волонтеров – ребят из республик Средней Азии. Они помогают нашим подопечным, хотя порою сами нуждаются в помощи. Единственная проблема: как мусульманам воспринимать теперь прямо противоположные призывы властей – к примеру, мэра Москвы о том, что нет необходимости в адаптации мигрантов?
Я не верю, что мэр Москвы выражает мнение большинства в этом обществе. Мы в фонде работаем с семьями мигрантов, которым часто нужна оперативная помощь в лечении. Таких детей в Москве много, им необходимы порой дорогостоящие операции, поскольку дети, как правило, из группы риска – они годами живут без медицинского надзора, в нищенских условиях. Но мы заметили, что врачи столичных клиник находят самые разные способы, чтобы обойти закон и дать этим детям бесплатное лечение. В медицинских коллективах работники сами собирают деньги на операции! А в СМИ и на трибунах мы видим других москвичей – из Бирюлево… Так что власти нужно прежде всего определиться с собственной позицией, внутренней межнациональной политикой. Поэтому у нас есть тоже совет: относиться к мигрантам не как к исламистам и гастарбайтерам. Они наши братья и соседи.
Мухамед Саляхетдинов, председатель правления Ассоциации общественных объединений «Собрание»:
К идее об активизации участия мусульман в социальной адаптации мигрантов, которую высказал президент Владимир Путин, я отношусь позитивно. Хотя сама эта проблема непростая – ведь на этом поле играют многие силы, которые, в том числе, стремятся раскачать ситуацию в стране. Не секрет, что мигрант нередко становится «козлом отпущения», на которого пытаются свалить грехи, к примеру, плохо работающие чиновники. Случается, что мусульман «кошмарят», чтобы через них воздействовать на мигрантов. Все это есть. Но вместе с тем в администрации президента есть понимание того, что мигранты нуждаются в социализации, и помочь в этом деле им могут мусульмане. Потому, на мой взгляд, вместо того, чтобы критиковать эту идею, мы должны взять ее на вооружение, донести ее до чиновников, до верующих и в этом деле особую роль я отвожу мусульманским СМИ.
Работа с мигрантами ведется, но слабо. Активно действуют некоторые мусульманские организации, ДУМы, отдельные имамы, в том числе и в регионах. Однако процент затронутых этой работой невелик. У мусульман большой потенциал – просто нужно действовать активнее.
Акрам Муртазаев, журналист, писатель:
Мне кажется, что сегодня власть озабочена тем, чтобы расчленить протестный электорат по национальным и конфессиональным признакам. Ведь одно дело, когда обворованные единым фронтом выступают против воров, и совсем другое, когда все униженные и обездоленные поделены на азиатов и европейцев, христиан и мусульман.
А вопрос адаптации мигрантов — это проблема государства, а не церкви. От мусульман, как и от всех верующих людей, нужно только сочувствие, понимание, сострадание. Нужно понимать, что эти люди предпочли рабство смерти. У них не было выбора. И еще мусульмане обязаны, согласно вере своей и морали, призывать президента и его силовиков соблюдать законы нашей страны. Ведь не контролируемая миграция — следствие коррупции, разъедающей государство. Жить по закону — вот главная обязанность граждан и власти.
Рушан Аббясов, заместитель председателя Совета муфтиев России:
Мусульманские общины ведут активную работу по адаптации мигрантов: организуются курсы русского языка, проповеди в мечетях проводятся на русском, им оказывается правовая, благотворительная помощь. В будущем мы планируем активнее действовать в этом направлении, и в этом смысле вчерашнее обращение президента станет нам большим подспорьем. Думаю, оно поможет нам наладить работу с мигрантами, сделать ее систематичной. От этого выиграют все – государственные органы, мы и сами трудовые мигранты.
Время для этого обращения выбрано более чем удачно – оно дает отпор истеричной кампании СМИ, которая навязывает российскому обществу неверное представление о мусульманах. Между тем мы повторяли и повторяем: ислам не имеет никакого отношения к бандитам и террористам, эти люди нарушают законы государства и законы, установленные Богом. А страх в отношении мусульман вызван отсутствием о них достоверной информации. Я вижу в этом и нашу вину – мусульманам следует быть более активными, участвовать в социальной жизни, общественных мероприятиях и проектах. Иными словами, перестать быть «страшными людьми из телевизора» как нам навязывается искусственно, а стать «своими» — соседями, коллегами, друзьями, что является естественном для нашего многонационального общества.
Думаю, призыв президента дойдет и до чиновников на местах, которые порой отказываются идти навстречу мусульманам из страха «как бы чего из этого не вышло». Приведу пример: в Академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ где на данный момент я обучаюсь, есть кафедра государственно-конфессиональных отношений. Как оказалось, за последние пять лет ни один государственный и муниципальный чиновник не выказал желания повысить здесь свою квалификацию. Делайте выводы, к чему это приводит.
Мухаммад Басыр Гасанов, председатель благотворительного фонда «Амана», декан отделения исламского богословия МИУ:
Адаптация мигрантов в стране, в которую они приезжают, давно принятая практика во многих странах мира. Человек часто сталкивается с проблемами, когда приезжает в чужую страну и не знает как себя вести. Мусульмане нас часто с недоумеванием спрашивают, почему вопросами адаптации не занимаются их религиозные лидеры? Мне кажется, что коренные российские мусульмане должны помогать мигрантам из мусульманских республик. Либо в министерстве иностранных дел может быть создан отдел, который будет заниматься адаптацией всех мигрантов. Это уже на государственном уровне. В целом адаптация должна быть комплексной. Но в некоторых случаях она может быть и специфичной, как адаптация трудового мигранта, иностранного студента, или просто приезжего туриста.
Я надеюсь, что наша власть мусульман чужаками не считает, и говорить о противоречиях не приходится. Владимир Путин лишний раз это доказал, говоря, что российские мусульмане своих единоверцев должны адаптировать сами. Помимо этого, президент РФ часто подчеркивает о том, что ислам – это одна из основных религий страны, что мы здесь не приезжие, как в Европе. Он постоянно ратует за то, чтобы мусульмане играли свою роль в обществе. На этот раз говорит о социальной роли, раньше говорил о духовно-нравственной роли. Путин также подчеркнул, что очень часто СМИ излишне подогревают антимусульманские или антимигрантские настроения.
Мусульмане должны организовывать различные культурно-просветительские мероприятия для приезжих. Для этого у мигрантов должен быть хотя бы один выходной день, а не рабский график работы. Один из проектов фонда «Амана», который я возглавляю, так и называется «Адаптация мигрантов». Мы готовы вместе с другими организациями подключиться к этой важной работе. К этим проектам по адаптации мигрантов можно подключить мусульманских предводителей, юристов, преподавателей русского языка, а также мигрантов из мусульманских республик, которые давно официально работают в России. Это поможет им видеться с теми же своими земляками, которые успешно интегрировали в российское общество. Например, они могут им объяснить на своем понятном языке, что в Москве не принято закалывать барана на улице.
Патимат Гусейнова, Тамари Абдуллаева