Закрыть

Общество

Буква закона с душком

 

Тонкие черты лица, строгий профиль, светлая кожа – Ирбайхан Джамхатов, конечно, похож на чеченца. Хотя бы тем, что, имея возможность бежать, остался, убежденный в своей невиновности. Он родился в Хасавюрте в семье педагогов, окончил школу в Новокули и профтехучилище, был призван в мае 2012 и служил в московской части №5128, где через шесть месяцев заключил контракт на три года. Теперь ему грозит лишение свободы сроком до 10 лет.

Что произошло на самом деле, узнать сложно: никто в части не видел удара. Сам Косынкин после внезапного разрыва селезенки заявлял, что неудачно спустился со второго яруса кровати, но затем изменил показания и сообщил, что его ударил младший сержант Джамхатов. После того, как Джамхатова вызвали к командиру 55-й дивизии Юдову, у командования «вдруг» пропали сомнения в его причастности к случившемуся.

Генерал-майор Владимир Юдов известен своим «личным отношением» к солдатам-выходцам с Кавказа. Узнав о том, что Джамхатов – чеченец, Юдов назвал сержанта «черной обезьяной», и озвучил ряд нецензурных высказываний в адрес его национальности. Он выразил сожаление, что чеченцев «уничтожили еще не всех», сообщил, что он их «убивал и будет убивать», и пообещал личное содействие в том, чтобы Джамхатов «сел далеко и надолго» и «10 лет гнил в тюрьме».

Джамхатова тут же задержали по подозрению в нанесении побоев, отправив в 33-й отряд спецназа. Там его удерживали, лишив связи и свободы передвижения, и уже через два дня по ходатайству следователя 517-го военного следственного отдела Следственного комитета РФ, не имея никаких других оснований, кроме слов самого потерпевшего, Джамхатова заключили под стражу, где он и находится до сих пор.

Как частица «не» чудеса творила

Ирбайхан проводит по десять часов в день в так называемом «стакане» – одиночной камере для перевозки заключенных, железном ящике, где можно только стоять. Адвокаты вынуждены беседовать со своим подзащитным прямо в суде, при конвойных, что грубо нарушает право на его защиту и принципы самого правосудия.

Один за другим в суд вызывают свидетелей, тщательно допрашиваемых судьей.  Всего их тридцать пять. Ни один из них не видел преступления. Все сослуживцы характеризуют сержанта как отличного командира и как человека, готового помочь в трудной ситуации. Однако в протоколах допросов, проведенных следователем, эти характеристики оказываются отрицательными.

Как показал в суде командир роты, данную им Джамхатову отличную характеристику «подкорректировала» служба по работе с личным составом. Так, к словам «своевременно», «удовлетворительно», «в полном объеме» просто приписали частицу «не-»: «реагировал на замечания несвоевременно», «обязанности свои исполнял не в полном объеме», работу проводил «неудовлетворительно».

Некоторые сослуживцы в зале суда признавались, что под сильным моральным давлением говорили следователю неправду, из-за чего получилось, что сержант «постоянно кричал на солдат» и «его боялись» и «побаивались». Командир, признавшийся в суде в том, что под нажимом командования ухудшил характеризующий документ на Джамхатова, был разжалован и на следующий же день после допроса в суде отправлен служить в другой регион. Но, несмотря на все это, суд не изменил своего решения содержать Джамхатова под стражей, отказав защите в просьбе изменить меру пресечения.

«Уголовное дело высосано из пальца»

Стараниями отца Ирбайхана Джамхатова о происходящем информированы омбудсмены в Чечне и Москве. Уполномоченный по правам человека в ЧР, председатель комиссии по правам человека Общественного совета СКФО Нурди Нухажиев уже обратился к главному военному прокурору России с просьбой оказать содействие в защите прав военнослужащего. По его мнению, Джамхатов подвергся уголовному преследованию на почве национальной неприязни.

Чеченский омбудсмен  сомневается, что следствие по данному делу будет проходить объективно, и считает, что факты дискриминации военнослужащего подлежат тщательной проверке. «Как сообщила защита Джамхатова, следователь Круглов заявил им, что выполнит любые указания генерала-майора Юдова. Сегодня, когда руководство страны, преодолевая огромные трудности, пытается укрепить межнациональный мир, подобные высказывания со стороны командиров высоких рангов совершенно недопустимы», – отметил в своем заявлении Нурди Нухажиев.

– Мне, как защитнику, очевидно, что следствие не ищет истину, как предписывает ему Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации, а набросилось всей своей мощью на Джамхатова, вина которого не доказана, и пытается какими-то косвенными доказательствами обосновать обвинение, – сообщила адвокат Джамхатова Патимат Хакимова. – Два тома уголовного дела буквально высосаны из пальца. Вся рота находилась поблизости, но никто не подтверждает факта нанесения удара, и этого для военной прокуратуры достаточно, чтобы поддерживать обвинение в суде? Если суд объективен, такое обвинение должно развалиться в пыль.

– Возмутительно, – добавляет она, – что командование закрывает глаза на недопустимое поведение генерала Юдова, известного среди военнослужащих своим национализмом. Более того, — на его преступное поведение, поскольку жертвами его физического и морального насилия становятся простые солдаты.

Слушания по делу младшего сержанта Джамхатова начались в сентябре. Уже до конца этой недели суд намерен вынести решение.


Выбор читателей


Расскажите друзьям. Поддержите сайт в соцсетях