«Некоторые сцены снимались в очень опасных местах, где неподалеку шли бои, — рассказал автор фильма агентству «Франс пресс». – Каждый раз, отправляясь на съемки, мы не знали, вернемся ли домой живыми и невредимыми».
Несмотря на все опасности, фильм этот – о человечности, которая помогла трем героиням, каждую из которых зовут Марьям, пережить все ужасы и испытания войны. Он начинается строкой из стихотворения отца Хатиба: «Мы потеряли все, но у нас осталась любовь».
«Война выявляет худшее в одних, и самое прекрасное в других», — развивает эту тему одна из героинь картины.
По замыслу режиссера, уже само название фильма должно объединить сирийских мусульман и христиан. Дева Мария, в священных текстах обеих религий ставшая символом любви и доброты, «воплощает те страдания и боль, которые приходится выносить женщинам в Сирии», отмечает он.
История первой Марьям разворачивается в 1918 году, когда подходит к концу Первая мировая война. «Эта эпоха — ключевая для нашей истории. Будущее всего региона было неясно, Османская империя клонилась к закату, ей на смену пришли союзные державы», — говорит Базиль аль-Хатиб.
Вторая часть фильма рассказывает о последствиях арабо-израильской войны 1967 года. Ее героиня — вдова, которая отказывается покидать свой дом в разрушенном городе Кунейтра, на границе с оккупированными Израилем Голанскими высотами.
«Эта война разрушает не наши дома, а наши души», — говорит вторая Марьям.
Конец картины переносит зрителя в неспокойное настоящее, где обострение конфликта в Сирии сопровождается расколом в семье третьей Марьям: ее отец отправляет собственную мать в приют для престарелых. «Когда сын отказывается от своей матери, он отказывается от своей памяти, своей страны и всего, что есть благородного в нем», — говорит ему юная героиня.
В октябре фильм «Марьям» удостоился награды Международного кинофестиваля в Каире, до этого были призы Фестиваля арабского кино в Оране (Алжир) и Международного кинофестиваля в Дахле (Марокко).
После успеха в египетской столице он вышел на экраны второго по величине города страны Александрии.
Именно акцентом на «человеческом факторе» в сирийском конфликте лента обязана своей популярностью как у зрителей, так и среди членов жюри различных фестивалей, считает режиссер.
«Этот фильм прославляет сирийских женщин», — говорит Базиль аль-Хатиб.