Али Тазиев – это имя стало известно лишь после задержания амира Магаса. До этого силовики считали, что настоящее имя главы ингушского подполья Ахмед Евлоев. Этот человек был настолько законспирирован, что даже спецслужбы несколько лет не могли выяснить, как его зовут.
Все началось в 1998 году, когда сержант вневедомственной охраны Али Тазиев входил в группу, охранявшую жену советника президента Ингушетии Валерия Фатеева Ольгу Успенскую. 10 октября 1998 женщина и сопровождавшие её два милиционера пропали. Ольгу Успенскую освободили из плена только через полтора года. Вскоре после похищения в Чечне было обнаружено тело напарника Тазиева Джандигова, и в 2000 году суд Ингушетии официально признал его смерть. А Али Тазиев примкнул к боевикам, где обзавелся паспортами на имена Ахмеда и Магомеда Евлоевых и взял позывной при радиопереговорах «Магас». И началась новая жизнь боевика, а потом и полевого командира Магаса.
Гроза ингушских милиционеров времен Зязикова
В 2007 году его имя стало известным всей Ингушетии, когда Докка Умаров назначил его командующий (верховный амир) вооружёнными формированиями самопровозглашённого «Имарата Кавказ» и главой «Вилайята Ингушетия». Потом он был назначен главой военного комитета ГКО-Маджлисуль Шура, став практически вторым человеком в северокавказском сопротивлении после Докки Умарова. Но фактически он стал руководить боевиками в Ингушетии еще в начале 2000-х. Именно тогда он вместе с Шамилем Басаевым организовал рейд на Ингушетию в 2004 году, когда в течении ночи боевики захватили на одну ночь всю республику, ограбили склады с оружием МВД РИ и ушли, потеряв одного боевика. Со стороны спецслужб и МВД потери составили около ста человек, были сожжены районные и городские отделы МВД и погибло несколько десятков гражданских лиц.
С 2004 года ингушское подполье начало партизанскую войну в Ингушетии, доведя ситуацию до того, что к тому времени, когда к власти пришел Юнус-Бек Евкуров, люди несколько лет не видели милиционеров на улице после наступления темноты, а многие сотрудники опасались выйти на улицу в форме. По информации спецслужб, именно амир Магас смог создать одно из самых боеспособных подразделений боевиков на Северном Кавказе и в 2007 году привел его к присяге Докке Умарову, который объявил о создании «Имарата Кавказ».
Достаточно посмотреть на данные потерь МВД Ингушетии с 2004 по 2009 год, чтобы понять, что все эти годы в Ингушетии практически существовало двоевластие. Чиновники (и, как утверждает народная молва, даже семья президента Мурата Зязикова), а также почти все местрые бизнесмены платили дань амиру Магасу. Отказывавшихся были единицы, и с ними расправлялись в течении нескольких дней. В республике были сожжены практически все магазины, торговавшие спиртным, сауны и рестораны. Даже тех, кто пытался нелегально торговать спиртным у себя дома, после трех предупреждений убивали. В интернете были созданы официальные сайты «Вилайата Ингушетия», на которых боевики публиковали смертные приговоры, предупреждения, отчеты по терактам и своим потерям. Все это время амир Магас жил под видом беженца из Чечни и даже его собственная жена была уверена, что он работает механиком на техстанции.
Операция «Магас»
Но 9 июня 2009 года спецслужбам удалось его выследить, или, как утверждают сайты боевиков, он стал жертвой предательства одного из своих ближайших соратников. Его дом был окружен и спецслужбы смогли, — по одной из версии, отравив его газом, — взять амира Магаса живым. Буквально через два дня после этого глава Ингушетии Юнус-Бек Евкуров выступил перед журналистами с заявлением, что амир Магас сломлен и начал сотрудничать со следствием. Заявления о его «сотрудничестве» потом несколько раз озвучивались следствием и представителями спецслужб и связаны они были в основном с удачными операциями федеральных сил против боевиков. Но, несмотря на эти заявления, 3 марта 2011 года спецслужбами был взорван родительский дом амира Магаса, где проживали его братья с семьями. По версии силовиков, он установил в родительском доме, где не появлялся с 1998 года СВУ, которое было невозможно обезвредить и им пришлось, эвакуировав его близких, взорвать СВУ вместе с домом. По республике поползли слухи о том, что это было сделано из-за его отказа сотрудничать с органами, ну и в назидание другим боевикам.
Успехи спецслужб в борьбе с подпольем, которое действительно понесло очень серьезные потери после прихода к власти Евкурова, когда были убиты практически все полевые командиры ингушских боевиков, вряд ли можно связать с показаниями Али Тазиева. Потому как не меньшие потери понесло и подполье в Кабардино-Балкарии и Дагестане, не говоря уже о Чечне. Там, правда, немного другая ситуация, да и в плен не попадали фигуры уровня Магаса. Просто спецслужбы действительно научились воевать с подпольем, и, возможно, что все заявления о сотрудничестве Тазиева — не более чем пропагандистский прием с целью дискредитировать одного из самых известных полевых командиров. Ведь совершенно очевидно, что после захвата Тазиева, подполье поменяло не только «явки и пароли», но и схроны и базы. Были даже казнены те из боевиков, которых подозревали в предательстве их руководителя. Не знать этого спецслужбы не могли.
Тазиева ждет судьба Радуева?
В мае на суде над амиром Магасом в Ростове-на-Дону, где был приглашен на дачу показаний Юнус-Бек Евкуров, Тазиев меньше всего напоминал раскаявшегося боевика. Он буквально издевался над Евкуровым, который, как было заметно, даже растерялся на секунду от такой наглости, и не смог сказать ничего путного своему оппоненту в клетке. Тазиев отказался приносить извинения и начал сам требовать от Евкурова мандат от Всевышнего для доказательства своего права обвинять его в похищениях людей. В ответ Евкуров лишь попросил того о покаянии.
Сегодняшнее решение прокуратуры просить для Тазиева 25 лет заключения вряд ли можно считать актом гуманизма или ответным «мерси» за его сотрудничество. Судьба полевых командиров его уровня, попавших в плен, таких как Салман Радуев или Турпал-Али Атгериев, и умерших в колониях строгого режима, по официальной информации, от болезней, заставляет задуматься о том, сколько лет сможет прожить в тюрьме Али Тазиев, он же амир Магас.