Второй срок президентства Юнус-Бека Евкурова как-то не задался с самого начала. Глава вроде новый, а проблемы старые – боевики, убивающие сотрудников полиции, правозащитники, заваливающие прокуратуру заявлениями против него.
В отличии от своего первого срока, когда бывший десантник Евкуров приехал в республику чуть ли не с оливковой ветвью в руке, с посланием «Мир вам, мои братья и сестры!», второй его срок начался со скандала в интернете, когда были опубликованы аудиозаписи, где человек с голосом, похожим на голос Евкурова, дает указание человеку с голосом, похожим на голос уже бывшего премьера Муссы Чилиева, о невыплате зарплаты бюджетникам, задолжавшим за коммуналку. Человек с голосом, похожим на голос Чилиева, пытается возразить, но человек с голосом, похожим на голос Евкурова, осекает его, требуя выполнить его указание.
Дальше — больше. После теракта в Сунженском районе, в результате которого погиб один и были ранены двое полицейских, Евкуров выступает с заявлением в духе нацистских приказов о сожжении деревень, помогающих партизанам, обещая изьять у боевиков, а вернее у их родственников и поддерживающих их граждан, дома и земельные участки. Причем домовладения эти должны быть разрушены, а на их месте было обещано построить квартирные дома для сельских специалистов.
Правда, через пару дней Евкуров объяснил журналистам, что репрессии коснутся лишь брошенных домов и бесхозных промышленных объектов. Ну а в вопросе с невыплатами зарплат бюджетникам объясняться никто не стал. Правозащитник Муцольгов в качестве доказательств приводит лишь одну эту аудиозапись, размешенную на нескольких ингушских сайтах, и просит прокуратуру разобраться в этом деле. В республике, где больше 50% населения безработные, желающих рисковать рабочим местом из-за задержанной зарплаты нет. Видимо, поэтому никто и не стал обращаться в прокуратуру или МВД.
Самые злостные неплательщики — чиновники
Но надо отдать должное Евкурову, кампанию по погашению задолженности за жилищно-коммунальные услуги он начал со своего окружения. Еще в октябре 2012 года он предъявил своим чиновникам список из 74 человек, суммарный долг которых превышал пять миллионов рублей. В список попали сотрудники прокуратуры, министры, главы федеральных структур, МЧС, министерства внутренних дел Ингушетии. Не обошлось и без забавных казусов — в списке должников оказался и бывший начальник одного из районных производственных управлений ЖКХ, ушедший с должности год назад. Ну а чемпионом по неплатежам, как утверждает народная молва, стал руководитель республиканского отделения ДОСААФ, долг которого составил примерно 600 тысяч рублей. За два дня чиновники, которых Евкуров пообещал отправить на вольные хлеба, если те немедленно не оплатят долги, рассчитались с коммунальщиками до копейки.
Но если с министрами, которых ты видишь каждый день, можно разобраться как десантник с недесантниками, объяснив им, что министров-должников в правительстве не будет, то с бюджетниками, коих десятки тысяч, и каждого на ковер не вызовешь, решили, похоже, действовать быстро, жестко, а самое главное — в условиях Ингушетии — очень эффективно. Жаловаться они, понятное дело, не пойдут, письменных указаний давать нельзя. Да и не нужно. Ингушские, чеченские, дагестанские, да впрочем, и все остальные чиновники на Северном Кавказе давно научились понимать начальство не просто с полуслова, но и с полувзгляда. Не будь аудиозаписи, эта тема стала бы предметом обсуждения лишь на пару дней в социальных сетях. Мало кто в республике сомневается в ее подлинности, наверное, поэтому и интерес к реакции ингушской прокуратуры столь велик.
Осталось дождаться апогея этой истории. Нет, он будет не в решении ингушской прокуратуры, которая, скорее всего, настолько пристально станет изучать эту аудиозапись, что вряд ли кто из ныне живущих дотянет до объявления результатов экспертиз. Апогей наступит, когда власти решат вытрясти долги за коммунальные услуги с безработных, которых в Ингушетии в разы больше, чем учителей, врачей и чиновников. Что им будут задерживать и чем их будут пугать — пока неизвестно. Но это и не важно, поскольку креативности нашему руководству не занимать. Может быть, будут, как и обещал Евкуров в марте этого года, не выпускать должников из республики. Или выкопают в городах и селах долговые ямы. Ведь только в республике, где 27 статья конституции РФ или ст. 286 УК РФ — просто наборы букв в книжках, можно эффективно добиться оплаты всех коммунальных услуг даже у тех, чьи дома из-за бедности покинули даже мыши.