Но уже на следующий день на площади Тахрир произошли столкновения демонстрантов, которых осталось лишь чуть больше сотни, с полицией. Они начались после того, как силы правопорядка снесли палаточный городок. В ответ протестующие стали забрасывать стражей порядка камнями, а потом атаковали один из полицейских автомобилей. Полиция в ответ применила слезоточивый газ и резиновые пули.
Первая кровь
В воскресенье здесь собралось уже несколько тысяч протестантов. Они полностью блокировали площадь, стали возводить баррикады и устанавливать металлические ограждения. Власти Египта обратились к протестующим с призывом немедленно прекратить беспорядки и покинуть площадь. После этого полиция вновь перешла в атаку. Появились первые убитые и сотни раненных.
В понедельник бои в столице Египта вспыхнули с новой силой. К вечеру число погибших составило 35 человек, пострадали до двух тысяч участников столкновений с обеих сторон.
Беспорядки в Каире перекинулись на другие города страны. Около 4 тысяч протестующих вышли на улицы города Эль-Махала, известного своим сильным рабочим движением. В Александрии толпа попыталась захватить полицейский участок. Люди вышли на улицах в Мансуре, Суэце и других городах.
Диктатура устава
Демонстрантов объединяет недовольство медленным претворением в жизнь обещанных реформ, а также усилением влияния Верховного совета вооруженных сил в вопросах планирования бюджета и прочих внутренних делах страны. Протестующие требуют отставки председателя Верховного совета вооруженных сил фельдмаршала Мохамеда Хуссейна Тантави.
В понедельник правительство Египта во главе с премьер-министром Исамом Шарафом подало в отставку. С момента своего сформирования в марте с.г. оно было объектом постоянной критики из-за неэффективности еи полной зависимости от военных. Но Верховный совет вооруженных сил Египта во вторник не принял отставку правительства.
На вторник же было запланировано новое выступление протестантов. Очередную массовую демонстрацию призвали провести 38 в основном светских политических партий и движений Египта, а в лице организаторов выступили молодежные движения «6 Апреля» и Союз революционной молодежи.
Где «Братья-мусульмане»?
А теперь об основных причинах резкого обострения ситуации.
Во-первых, свержение Хосни Мубарака, конечно, было не революцией, а только первой фазой начавшейся революционной трансформации. Никаких основных противоречий уход бывшего диктатора решить не мог и не решил. Тем более, что экономическая ситуация неуклонно ухудшалась. Народ не дождался улучшений: работы нет, в стране миллионы безработных, цены растут. Поэтому Египет был обречен на постепенную социально-политическую дестабилизацию, которая должна была рано или поздно взорваться.
Во-вторых, резко обостряется, на этом фоне, подспудная борьба за власть. Все опросы предсказывают победу на возможных парламентских выборах Партии свободы и справедливости, политическому крылу самой мощной социально-политической организации в стране «Братья-мусульмане». Отсюда и их осторожная выжидательная тактика в последних событиях.
Именно «Братья» организовали в пятницу многотысячную демонстрацию против попыток своих основных политических оппонентов — генералитета — внести в будущую Конституцию нормы, которые бы фиксировали особое положение армии в АРЕ. Египетский генштаб разработал проект Конституции, наделяющей военных правом вето на некоторые решения парламента и позволяющей принимать военный бюджет без гражданского голосования. Для ПСС это было неприемлемо.
Эта пятничная демонстрация вновь продемонстрировала силу и влияние «Братьев-мусульман» в обществе и стала своего рода предупреждением военным.
Но в последующие дни «Братья» отказались от участия в протестных акциях, а соответственно массовость протестов резко снизилась. Партия свободы и справедливости объявила, что решение не принимать участия в продолжающейся акции, продиктовано беспокойством о том, чтобы организации, которые стремятся к нагнетанию напряжения, не вовлекли народ в новые кровавые столкновения.
Руководство ПСС считает, что складывается альянс внутриполитических сил, включающих часть генералитета и прозападных партий, которые целенаправленно ведут дело к крупной провокации с целью вызвать хаос, который может стать поводом для отмены выборов.
Поэтому сегодня, 22 ноября, на площади Тахрир почти нет «Братьев-мусульман» и салафитов.
В-третьих, египетская армия, даже с помощью своих американских консультантов, не способна обеспечить, без помощи «Братьев», долговременную стабильность и порядок в стране. Мубарак в течение длительного времени отодвигал армию от политики. Соответственно попытки египетских генералов манипулировать политическим процессом после свержения бывшего диктатора закончились провалом.
Генералы печальной карьеры
Перед Верховным советом вооруженных сил сегодня стоит альтернатива. Они могут попытаться, отменив выборы, нелегитимно захватить авторитарную власть, выставив своих вчерашних союзников как преступников и предателей родины. Однако очень сомнительно, что генералитет надолго сможет эту власть сохранить, хотя бы потому, что рядовой и младший офицерский состав крайне исламизированы.
Достаточно привести только один небезынтересный факт: по количеству хафизов египетская армия занимает второе место в Исламском мире. Кроме того, совершив переворот, генералы должны будут взять на себя всю ответственность за ухудшающуюся ситуацию в стране, с которой справиться они явно не смогут.
Либо, и это второй сценарий, египетский генералитет должен будет отбросить свои политические амбиции, отказаться от власти и уйти в казармы.
Шамиль Султанов, президент Центра стратегических исследований «Россия – Исламский мир».