Закрыть

Обо всём

В Лувре открыт отдел исламского искусства

 

С новым отделом исламского искусства, расположенным во внутреннем дворе Южного крыла, Лувр, которому больше 200 лет, еще больше оправдывает свое название музея мирового искусства. Придерживаясь своей давней концепции, музей не разделяет работы по культурно-географическому принципу, однако стремится подчеркнуть основные идеи, отражающие универсальность художественного творчества. Открытие нового исламского отделения — один из самых необычных шагов, предпринятый руководством Лувра.

С конца 19-го века Лувр коллекционировал предметы арабо-исламского мира, однако только небольшая часть этой коллекции была представлена на обозрение посетителей. Большинство же экспонатов находилось на хранении.

Одной из главных забот нынешнего директора Лувра Анри Луарета после вступления в должность в 2001 году стало создание нового отдела, в котором можно было бы выставить пять тысяч керамических сосудов, архитектурные украшения, ковры и книги в дополнение к трем тысячам объектов прошлого века, найденных в коллекции Музея декоративного искусства в Париже.

Слияние культур

Новый отдел Лувра освещает два этапа развития искусства под влиянием ислама в Андалузии и в Индии между 7-м и 19-м. Экспонаты говорят сами за себя с точки зрения их художественной ценности, но они также несут и культурно-исторический подтекст.

Ключевые слова здесь — это «взаимное слияние культур» как полная противоположность навязчивой чистоте стиля.

Витрины музея предлагают огромное количество экспонатов. Фрагменты поздней Римской декоративной фризы, разрисованные арабеской, масляные лампы с арабскими надписями, мотивы на керамических чашах, имеющие тенденцию к египетской геометрической абстракции 9-го века.

В то же время здесь представлены и изображения людей и животных, также имеющие свою долгую историю. Известными примерами этого направления являются мозаики Большой мечети в Дамаске, две копии которых находятся в Лувре. Даже блюда 13 века, найденные в бывших буддийских городах Бамиан на территории современного Афганистана, украшены изображениями драконов.

Сдержанное величие

Первый этаж выставочного зала освещается желто-золотыми лучами дневного света, в то время как на нижнем этаже с кафельными стенами и множеством ковров царят вечные сумерки. Почерневший цемент боковых стен галереи и металлические вставки на полу придают этому месту сдержанное величие — несмотря на постоянный поток посетителей.

Новая секция четко интегрирована в существующую топографию Лувра. Один из смежных путей ведет на север к греческим залам, другой путь приведет вас на восток к коптскому искусству Египта. На южной стороне нового отсека представлена коллекция римских древностей из Восточного Средиземноморья.

Здесь во всем своем великолепии представлен мозаичный сегмент Антиохии, пришедший из современной Турции и раннехристианской церкви Кабр Хирам в Ливане. Работы середины и конца Римской империи являются торжеством культурного синтеза, также выставленными для обозрения посетителей. Тут же Египетская статуя Гора соседствует с глиняной фигурой Эроса и мраморным Дионисом.

Франция спонсировала только третью часть многомиллионного проекта. Остальные средства были взяты из собственных ресурсов Лувра и частных спонсоров. Более четверти расходов оплатили правители Марокко, Кувейта, Йемена и Азербаджана.

Эта выставка, которая на первый взгляд может показаться тщательно запланированным полическим ходом французских властей для демонстрации своей приверженности сплетениям культур, на самом деле является вполне самостоятельным шагом музея, который отстаивает свою независимость. Политика современного Лувра заключается в том, чтобы оставаться в стороне от политики вобще. И результаты такого подхода весьма убедительны и демонстрируют удивительную взаимосвязь между Западом и исламским миром, далеким от всякого фанатизма.


Выбор читателей


Расскажите друзьям. Поддержите сайт в соцсетях