«Аль-Нахда» открыта для диалога об изменении курса политического перехода, сказал он. Но рассматривать возможность смены премьер-министра или роспуска временного Учредительного собрания, которому осталось лишь несколько недель до завершения проекта конституции и закона о выборах, исламский политик категорически отказался.
«Если они настаивают на прекращении переходного процесса, мы говорим им: хорошо, давайте проведем всенародный референдум, — сказал Ганнуши в интервью «Рейтер» в понедельник. — Они подняли свои требования слишком высоко, и теперь застряли на этом».
Ганнуши готов разговаривать хоть с Бен Али
Хотя оппозиция пока не выказывает ни малейшего желания смягчить свою позицию, Ганнуши полон надежд, что выход из политического тупика скоро будет найден.
72-летний политик уверяет, что готов принять большинство предлагаемых изменений — через переговоры без всяких предварительных условий со стороны оппозиции. Он согласен изменить даже оспариваемый секуляристами «закон об изоляции», который отстранил от политической жизни на пока еще неопределенный срок бывших чиновников диктатора Бен Али.
«Отмена или задержка, все это возможно, если только это происходит через диалог со всеми блоками в Учредительном собрании, потому что есть и те, кто поддерживает этот закон», — сказал он.
«Есть еще возможность сжать его, чтобы меньше людей были включены, или период времени стал короче».
Ганнуши готов разговаривать даже с партией «Нида Тунс», связанной с режимом Бен Али, и не отрицает возможности включения ее в «правительство консенсуса», если с этим согласятся все политические блоки.
«Это контрреволюция»
Но, несмотря на готовность к компромиссам, Ганнуши настроен категорически против устраиваемых оппозицией бурных протестов, стимулируемых громкими убийствами оппозиционных политиков второй руки и участившимися нападениями радикальных группировок по всей стране.
«Это контрреволюция. Наши протесты поддерживают прогресс переходного движения, а их протесты хотят взорвать этот переход», – заявил он.
В минувшую субботу более ста тысяч сторонников «Аль-Нахды» приняли участие в демонстрации на центральной столичной площади Касбах, ставшей одним из самых массовых выступлений после революции 2011 года. Это проявление народной поддержки значительно укрепило позиции правящей партии в противостоянии с оппозицией.
«Улица не может изменить избранное правительство, только диктаторское. Мы примем исправление курса перехода, но не абсурдное и нигилистическое», — говорит Рашид Ганнуши.
«Аль-Нахда» обвиняет своих противников в отсутствии какой-либо альтернативы, помимо смещения правительства и роспуска переходного Учредительного собрания.
Ее лидер уверен, что Тунис не постигнет судьба соседнего Египта, где военные, под предлогом массовых демонстраций, свергли президента Мурси и арестовали многих лидеров «Братьев-мусульман».
«Мы экспортировали нашу революцию в Египет, теперь оппозиция хочет импортировать переворот, — шутит он. — Но в Египте оппозиции пришлось бы ждать перемен четыре года, а здесь им нужно подождать лишь несколько месяцев».
Тунисская оппозиция обвиняет «Аль-Нахду» в причастности к убийству двух левых политиков, недавних взрывах в столице, в результате которых никто не пострадал, и расстрелу в прошлый понедельник восьми солдат вблизи алжирской границы.
В лучшем случае, «Аль-Нахда» изначально слишком мягко относилась к радикальным группам, надеясь завлечь их в свой политический блок, утверждают противники правящей партии.
Ганнуши эти обвинения отвергает, замечая, что все подобные нападения могут быть делом рук врагов «Аль-Нахды», решивших воспользоваться страхом тунисцев перед радикалами.
«В эти воинствующие группы проникли политические элементы изнутри страны, чтобы ударить по «Аль-Нахде» и демократическому прогрессу. Они вовлекают людей, не имеющих жизненного опыта и религиозной культуры», — сказал он.
«Есть группы, которые извлекают выгоду из разрушения нашей легитимности».